АНЕЛЬ ОСПАНОВА.
Начинающий режиссер Нурди Лесбек недавно снял свой первый полнометражный фильм «В поиске потерянной мечты» и рассказал о том, как это было…
‒ Нурди, расскажи немного о себе:
‒ Я человек, который живет как в кино: много драматических конфликтов с самим собой. Даже пожертвовал ради искусства нормальными человеческими отношениями, когда превыше всего поставил саморазвитие и самореализацию. Родился я в обычной, не творческой семье, в городе Шымкент. В начальных классах учился в Таразе, окончил университет в Москве, а сейчас живу и творю в Астане. Я такой типичный южный парень с горячей кровью, и это очень сильно отражается на съёмочной площадке: эмоционально заряжаю всех, а иногда наоборот опустошаю до изнеможения. Чаще второе! Я считаю, это необходимое качество для режиссера, потому что он должен направлять и двигать процесс, использовать эмоциональную и физическую материю, таким образом, чтобы можно было рисовать с помощью команды, как художник кисточками на мольберте. Например, на съёмочной площадке фильма «В поиске потерянной мечты», не было ни дня, чтобы мы снимали по плану: всегда импровизация, я что-то кардинально менял, переписывал, дописывал сценарии на ходу. Я очень требователен и считаю, что максимальная отдача должна быть ото всех.
‒ С чего начался твой путь режиссера?
‒ С самого детства я был творческим ребенком, спасибо, кстати, за это маме, которая всегда записывала в разные секции. Занимался всем: играл на домбре, рисовал, играл футбол, вышивал. И главное ‒ я обожал смотреть фильмы. Отец покупал кассеты, и дома мы смотрели разное кино, больше боевики и драмы. Любовь к драмам идет оттуда. А началось все в 2006 году. Я помню, взяли китайскую камеру, «мыльницу» и с другом решили снимать постановочное видео с детьми. Нам было очень интересно, как добиться эффекта кино? Тогда интернет был очень медленный, и обучающих видео практический не было, изучали методом тыка технику и программы. А через год на своем опыте я уже снимал клип, где был даже какой-то бюджет и тойская камера «Сони», которую я взял у друга. Так что путь в кино лежит через клипы. У меня нет «киношного» образования, не было наставников, не было площадки, откуда можно было бы начать, ведь чтобы снять картину, нужно уметь ставить постановки, выстраивать мизансцены. А легче и практичнее всего это делается в клипах, где можно безгранично экспериментировать в постановках, снимая свои их как короткометражное кино.
Какое-то время спустя я отошел от видеосъёмок и ушел в программирование. Писал разные системные программы для операционной системы «Windows». В один прекрасный день, даже занялся созданием компьютерных игр. Мы с другом начали изучать 3Dграфику, анимацию, создали творческое объединение «Digital Games Kazakhstan». Но в какой-то момент случился эмоциональный спад: нам не хватало опыта, человеческих и технических ресурсов, и мы решили переехать в Алмату.
Там я работал на «Казахфильме», делал анимацию и 3D графику. Участвовал как художник-композер в полнометражном анимационном 3D-мультфильме «Ер Тостик и Айдаһар», а так же был концепт-художником в фильме «Охота за призраком» режиссера Марины Кунаровой.
‒ Ты упомянул, что твой путь в кино лежал через клипы. Какие у тебя отношения с музыкой, с индустрией?
‒ Мне кажется, сейчас наша музыкальная индустрия начинает проходить стадию метаморфоза, появляется много талантливых людей, которые меняют старую убогую, и это требует уважения и поддержки. Я постоянно ищу новых музыкантов, с кем можно сотрудничать. Давно работаю с ребятами из Шымкента ‒ «Night Music Band». Они, кстати, полностью написали саундтрек к моему фильму. В картине много музыки. Она как отдельный персонаж, которого ощущает зритель, и который психологический влияет на него.
‒ Что для тебя сегодня кино?
‒ Вначале это было просто развлечение, когда ты смотришь кино, чтобы отдохнуть после трудного рабочегодня или на выходных целыми днями залпом смотришь сериалы. Делаешь это чтобы получить эмоции в чистом виде. А сейчас кино для меня эта вся жизнь! Я не могу проснуться и жить как обычный человек, мне интересно, что-то новое посмотреть, понять и изучить изнутри структуру кино. Важно быть технически подкованным, изучать новую технику, новые способы обработки, чтобы все это можно было применить при создании фильмов. Если я что-то не прочитаю, не посмотрю, то у меня начинается ломка. Это как любовь с первого взгляда: ты поглощён атмосферой кино и будто бы в жизни делаешь все «по-киношному».
‒ Твой любимый фильм и как он повлиял на тебя?
‒ В детстве самое яркое воспоминание оставил научно-фантастический фильм «Терминатор 2» режиссера Джеймса Кэмерона. Я был под таким большим впечатлением от этого фильма, что в 13-летнем возрасте хотел собрать собственного робота. Получилась, как обычно, фигня какая-то!
‒ Какие режиссеры тебе нравятся?
‒ У каждого режиссера можно почерпнуть для себя много полезного. Близкие мне по духу, ‒ это Николас Виндинг Рёфн, Дэвид Финчер, Дэвид Линч. В моей картине много влияния этих режиссеров.
‒ Что думаешь о положении казахстанского кино?
‒ Кино в Казахстане активно развивается, не смотря ни на что, и это радует.
‒ А что можешь сказать по поводу партизанского направления?
‒ Первая картина, которую я посмотрел, была «Хозяева» режиссера Адильхана Ержанова. Фильм очень понравился, и мне стало интересно само направление. Я начал изучать историю режиссера, понял, что партизанское движение это не только малобюджетные фильмы, но целое направление остросоциальных фильмов, где поднимаются темы власти, коррупциии т.д. Все это красиво оформляется и преподносится зрителю так что хочется смотреть. Я отношусь положительно к такому движению. Для меня они расширили границу возможного.
‒ Какова история создания фильма «В поиске потерянной мечты»?
‒ Это мой первый полный метр. Сценарий писался три года, через мои страдания и чувства. Многие режиссеры утверждают, что кино создают, вдохновляясь любимыми женщинами, и это, правда! У меня было тоже самое: я влюбился в одну девушку, и очень хотел ей понравиться. Взяв ее образ, я начал писать под нее сценарий. Что самое интересное с той девушкой мы даже не встречались, мне просто нравился ее образ, она стала для меня музой.
‒ И как проходил съёмочный процесс? Расскажи о своей команде.
‒ Съёмочная команда была маленькой, но дружной. Все люди проверенные, работал с ними на других проектах. Азамат Жанабеков ‒ оператор, мы с ним как братья, понимаем друг друга с полуслова. Нам нравятся одни и те же режиссеры, одна и та же картинка и плюс он просто душевный парень. Отдельная благодарность девочкам-гримерам ‒ Айнур Муратовой, Жулдыз Алимановой и Лиле Хабудиновой. Они волшебницы без которых не получился бы фильм. Спасибо продюсеру Еркежан Максут, которая предложила на главную роль Акмарал Танабаеву ‒ выпускницу КазНУИ, ныне ведущую актрису театра, на которой и строилась вся эмоциональная часть фильма. Учитывая мою любовь к музыкальным фишкам, была выбрана профессиональная команда в главе саунд-продюсером Ванчелом Лигаем. Музыка в фильме авторская, записанная с помощью живых инструментов (акустическая гитара, электронная гитара, грузинский дудук, барабаны) и бытовых материалов (гравий, гвозди, морковный салат, кий). Собиралась музыка по ощущению, и писалась около двух месяцев.
Сам фильм снимался на два города: в Астане и городе Чардара. В Чардаре они продлились 10 дней, но это были самые жесткие дни. Съёмочная группа практически не спала, работали в режиме нон-стоп по 20 часов.
‒ Какие были нюансы на съёмочной площадке?
‒ Мы старались сделать максимально художественно каждый кадр и сохранить хронологию фильма, снимали по сценарию, не вырывая сцены. Это довольно-таки сложно: выжидать нужную погоду и тому подобное. Весь свет был из подручных средств, мы скупили разные лампочки, проводку на базаре и собирали его вручную, так как у нас не было профессионального оборудования. Разжигали адраспан, чтобы была мягкая картинка. В общем если сильно захотеть можно снять красивое кино из подручных средств! Бюджет фильма составил 300 тысяч тенге, и в основном это все ушло на транспорт, еду и реквизит. В ауле, мы нашли старое пианино, которое было очень тяжелым, и мы всем аулом перетаскивали с одного места в другое: и смех и грех.
‒ Ну и, наверное, главный вопрос, о чем твой фильм?
‒ Фильм, по сути, обо всем: о человеке, о жизни, о поиске себя в ней, о стремлении человека к совершенному, если говорить в нескольких словах. Вначале октября планируется презентация фильма, в формате закрытого показа. Это будет творческая арт-вечеринка, где мы будем показывать фильм с дальнейшим обсуждением, а так же состоится живое выступление группы, которая писала саундтрек к фильму.
Также держать! Я горжусь тобой. Удачи во всем, пусть Аллах поможет тебе! Удачной презентации!
Что-то не понятно мне далекому: вроде человек открытый, а показ закрытый; вроде ко всему с максимализмом, а признает что время от времени » фигня какая-то» выходит. Как бы и с фильмом так не вышло? Может потому и закрытый этот показ.
А мне вот другое непонятно: как в одной картине может одновременно ужиться влияние Рёфна, Финчера и Линча?! Это что ж за история жизни-то такая? Вот уж действительно, интрига интриг.