Творческое отношение режиссеров к музыке

АЯН НАЙЗАБЕКОВ

Часть 1.

По моему мнению, отношение режиссера к музыке в том или ином фильме, зависит, от выбора композитора. В современном кино, по-настоящему великих композиторов вроде Нино Рота или Эннио Морриконе, практически нет.

Ханс Циммер увяз в самоповторении, а Анджело Бадаламенти пропал с радаров, лет 10 назад. Итого мы имеем, Александра Деспла, в какой-то мере Густаво Сантаолалья, приплюсовав Циммера, получаем три, более менее узнаваемых композитора. Правда, есть еще один, но о нем чуть позже. В 99 процентах современных фильмов, музыка, это просто бесконечное громыхание. Будь то экшн сцена, или какая ни будь напряженная ситуация, а мы имеем «ПАМ! ПАМ! ПАМ!» и ничего кроме. Если вдуматься, то за последнее время, мы не получили, ни одной узнаваемой музыкальной темы (имеется в виду со времен «Пиратов Карибского Моря», все того же Циммера), в основном музыка просто есть и все. А раньше: «Индиана Джонс» и его музыкальная тема, «Супермен», «Бэтмен», «Профессионал» с Бельмондо (кстати Морриконе), «Джеймс Бонд», и это я просто бегло вспоминал.

Музыка в кино, как и кино в целом, встала на конвейер: в год Циммер должен прописать саундтрек минимум к трем крупным проектам, хронометражем в два-три часа. Понятное дело, что в таком темпе сочинять что-то интересное физически невозможно. Будь ты хоть трижды Циммер. И во всей этой истории, всплывают такие парни как Деспла, которые неторопясь, раз в два-три года готовят какой-нибудь саундтрек к независимым картинам. У них есть километр времени на это! В какой-то степени, подход к созданию музыки в кино видоизменился, и с этим ничего не поделаешь. Это определенный этап эволюции.

Эволюция

Возвращаясь к началу, повторюсь: в современном кино, особенно большом, мало кто имеет такую творческую свободу, чтобы создавать какой-то самобытный саундтрек, музыкальную тему, называйте как угодно. И тут есть три пути движения.

  • Использовать Циммера, надеясь на его просветление («Интерстеллар»). Или же какого-нибудь менее заезженного композитора, который выдаст феерию. Тут, к сожалению, примеры вспомнить тяжеловато, помимо уже названых фамилий. В голову лезет только Денни Эльфман (постоянный композитор Тима Бертона). Да и он не слышен уже с десяток лет.
  • Брать в композиторы какую ни будь группу. «Die Antwoord» к фильму «Робот по имени Чаппи», «Daft Punk» к фильму Джозефа Косински «Трон: Наследие», «8 миля» с Эминемом. Они выдадут невероятный перфоманс. Саундтрек будет самобытен, не похож ни на что на свете (в разрезе кинематографа, естественно). Но в таком случае, высока вероятность, что саундтрек останется жить дольше, чем кино, ибо в таком случае, он не особо и привязан к фильму. Что бы не разглагольствовать: песня выигравшая «Оскар» ‒ «Lose yourself» Эминема, однозначно более популярна, чем фильм. Ну и что бы добить: песня Уитни Хьюстон «Will always love you» тоже является саундтреком к фильму «Телохранитель». Стоить ли говорить что то еще?
  • Использовать готовые композиции. Примеров куча, но я использую три. Первый (вы, наверное, догадались) ‒ Квентин Тарантино. Только он, наверное, может поставить в вестерн, в экшн сцену рэп-композицию. Сумасшествие?! Тарантино так не думает. Даже не буду пытаться перечислить всех, чьи композиции он использовал, ибо на это уйдет не одна страница. Зак Снайде ‒ фильм «Хранители». Там понятно, чтобы передать эпоху: Nat King Cole, Nino Simone, Jimmi Hendrix, Bob Dylan. Если эти имена вам ничего не говорят, у меня для вас плохие новости. К слову, «Матрица», тогда еще братьев Вачовски, тоже использует много готовой музыки: «Prodigy», Rob Dougan, Marilyn Manson. В том числе и самая знаменитая музыкальная тема, ну та, что в сцене перестрелки в холле, это тоже готовая на тот момент композиция «Spybreak».

 2-на тот момент композиция «Spybreak».

В современном мире можно использовать разные способы решения задач. Я бегло пробежался по общим темам. А теперь, буду пытаться разобрать, отдельные примеры.

Часть 2

Как я уже говорил, разные режиссеры решают задачи по-разному. Пройдусь по любимым фильмам.

Саундтрек к фильму «Амадей». Режиссер Милош Форман. 1984 год.

Задача у режиссера Милоша Формана была простая, но в тоже время, можно было легко ошибиться, попытавшись нанять композитора, чтобы он все написал. Но, Форман не ошибся, и пошел наверное самым логичным путем. Снимая фильм, об одном из самых выдающихся композиторов всея истории Вольфганге Амадее Моцарте, он использовал лишь его композиции, начав фильм, со смерти героя. В этот момент играет одна из частей знаменитого «Реквиема», который, на секундочку, является похоронной мессой. По ходу того, как Антонио Сальери рассказывает, о жизни бок о бок с великим Моцартом, мы слышим разные композиции, написанные в тот или иной промежуток времени. Причем, как в кадре, так и за кадром: вот Моцарт исполняет знаменитый турецкий марш, а в следующей сцене увертюру к опере «Свадьба Фигаро». Причем, в некоторых сценах, мы слышим готовую композицию в голове самого Моцарта, в тот момент, когда он её сочинил. В такие моменты, невольно чувствуешь себя, частью чего-то большого и великого. Но, неожиданно, лишь в голове Моцарта начинает играть, знаменитый «Реквием», как в дверь стучит неизвестный, в черном плаще и черной маске и просит написать реквием для его сына. К слову, в реальной жизни тоже никто не знает истинного заказчика. Моцарт соглашается, по большей части из-за денег. И в этот момент начинается стагнация его как героя, и музыка все тяжелеет, и нет больше, более-менее позитивных композиций. Отныне лишь «Реквием». Который, такое ощущение, Моцарт пишет для себя, для своих похорон, и начинается музыкальный хаос: мы слышим, что творится в его голове, и лишь к концу, музыка успокаивается – уже после смерти, гения. Во всем фильме, использовалась лишь музыка Моцарта, ставшая как саундтреком к фильму, так и, наверное, саундтреком к его собственной жизни. И «Амадей» один из самых, блистательных примеров, того как нужно использовать музыку: не перегружать и не заигрывать. Это такой реверанс в сторону фильма «Рэй». Где подобрать иных слов, кроме как «через чур» просто невозможно. Использовать в меру, со вкусом. Благо автор композиций безвкусицы никогда не писал.

вкусно

Итого: мы получили один из самых хорошо озвученных в плане музыки фильм. И прежде чем вы начнете говорить, что «Крестный отец» имеет лучший саундтрек, я оспорю это. В «Крестном отце», есть музыкальная тема ‒ великая, неповторимая, одна из самых узнаваемых, но повторюсь, ТЕМА ‒ одна единственная композиция, и она размазана на весь фильм, так, что иной раз задаешь себе вопрос: а была ли другая музыка? Или же вспомнить, безумно модную тему из фильма Даррена Аранофски «Реквием по мечте». Там она довлеет над фильмом, она задает темп, она диктует атмосферу. Готовы поспорить? Поищите в интернете ролики, смонтированные под эту композицию ‒ многие из них, в разы превосходят фильм Аранофски. Повторюсь ‒ РОЛИКИ! А в «Амадее», музыка, не довлеет, не задает темп, она его дополняет. Убери её, и фильм можно будет смотреть, он не развалится, он будет крепким, отличным фильмом о Моцарте. Но музыка, вывела этот фильм, в когорту лучших из лучших.

Музыка

Часть 3

На самом деле, я все это время вел к одному примеру, который я считаю, просто лучшим в истории. И не на какую объективность я не претендую. Здесь я уже вспомнил целую кучу фильмов. Конечно, хотелось бы побольше поговорить об Эннио Морриконе, и его бессмертных композициях: темах к фильмам «Однажды в Америке», «Хороший, плохой, злой», «Неприкасаемые», «Профессионал», о котором я уже говорил ‒ целая прорва номинаций на Оскар. Но причина та же самая ‒ миллион тем! А так, чтобы фильм был целиком обрамлен музыкой, чтобы на каждую сцену имелась своя музыкальная тема, не вариация, а именно что своя тема, такого, увы, нет. О Роте мы уже поговорили. Деспла не показал своего предела. А Циммер, о котором так же шла речь в начале ‒ это, опять-таки, просветление, в виде «Интерстеллара». И мы плавно переходим к тому самому композитору, о котором речь шла в начале. И о котором, я обещал вспомнить.

Как по мне, эта связка режиссер и композитор на данный момент, лучшее, что есть, в плане музыкальных решений в кино. Ну, и чтобы не томить: это Годфри Реджио и Филип Гласс, у них всего 6 совместных работ, 2 из которых короткометражки. Великая трилогия «Кацци», ну, и последний проект под названием «Посетители».

Поситители

Музыкальное обрамление фильмов «Кояанискацци», «Поваккацци», «Накойкацци» и «Посетители», по-моему, лучшее в истории. Филлип Гласс, сделал музыку на каждый миллиметр пленки, отснятой Годфри Реджио. Не зря же каждым из этих фильмов они занимались минимум по 5 лет. Годфри Реджио не торопясь снимал фантастические кадры, летая вокруг света, а Филлип Гласс, со своим оркестром, смотрели все кадры, и создавал саундтрек, который, в итоге, сел как влитой, и сел он именно туда, куда надо ‒ каждая композиция получилась очень гибкой. Годфри Реджио, наверное, идеально сработался с Филипом Глассом, и это чувствуется во всех четырех полнометражных работах, они работают как один, безошибочно создавая картины. Идеальное попадание. В каждой работе, в силу того, что это, по большей степени, документальные работы, нет ни одного постороннего звука. Есть лишь музыка и визуальный ряд. Можете сказать, что тут сложного? Просто озвучить весь фильм. А вспомните другие примеры? Можете назвать фильм «Дом» Яна-Артюса Бертрана и будете удивлены тем, что на фильм длительностью полтора часа, написано, менее 40 минут композиций. Соответственно каждая играет, минимум два раза, а некоторые и все три. А что еще? Ничего. «Барака», «Самсара»? Эти фильмы, лишь бледная копия фильмов Годфри Реджио, и вспомните хоть одну музыкальную композицию оттуда. Вот и я о том же. Поэтому, дуэт Гласс-Реджио создал идеальный пример работы режиссера с композитором. Видно как по миллиметрам они подгоняли каждый такт музыки, каждый кадр фильма, как музыка, выстраивалась рядом с фильмом. Она дополняет его, и дополняет идеально, создавая невероятную атмосферу. Эта связка, безумно медитативна, и с головой забирает в себя. Я не зря вспомнил, об «Интерстелларе»: как-нибудь на досуге послушайте саундтрек к нему. И поймаете себя на мысли, о том, что Циммер не раз прослушал саундтрек к фильму «Кояанискацци» прежде, чем сесть писать «Интерстеллар». В общем, лучше один раз посмотреть эти фильмы, или послушать композиции чем, 100 раз прочитать.

Мир

И, возвращаясь к первой фразе этого материала, повторю, что, по моему мнению, отношение режиссера к музыке в том или ином фильме, зависит от выбора композитора. Есть еще и четвертый путь: найти композитора, который будет иметь такое же мировосприятие, и сможет дословно воссоздать музыкой то, что вы имели в виду. И не надо искать, Циммера, Деспла, Роту, Мориконе, кого угодно. Гласс писал саундтрек к фильму «Левиафан»…, ну, как саундтрек, две с половиной композиции, полностью взятых из предыдущих работ. А для Реджио, он делает все идеально и каждый раз делает что-то новое. Пять лет назад я бы вспомнил бы дуэт Сантаолалья‒Иньяритту, если бы последний, в силу своего эго, не оборвал все связи со своим давнишним композитором. А нового так и не нашел. И, пока Реджио и Гласс будут работать вместе, ‒ будет нам пример того, что вообще такое дуэт композитора и режиссера во всей красе.

Аян Найзабеков

Режиссер. Сценарист. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *