Хронологический беспорядок семейной драмы

Александра ПОРШНЕВА.

В Астане стартовали съемки короткометражного фильма «Толғау» режиссера Аяна Найзабекова. На съемочной площадке этого, по сути, студенческого малобюджетного проекта были замечены такие профессиональные актеры, как Алтынай Ногербек, Бопеш Жандаев, Жалгас Жангазин, и юный Акарыс Ашимхан.

Однако главная особенность картины все-таки не в звездном составе, а во всепоглощающей идее снять по-настоящему хорошее, художественно и технически выразительное кино. Эта идея столь заразительна, что объединила не только студентов  Казахского Национального Университета Искусств, ‒ даже звукорежиссер фильма Илья Гариев приехал из Алматы и присоединился к команде. Возможно, впервые производство студенческой короткометражки в КазНУИ выходит на уровень создания большого полнометражного фильма со всеми атрибутами: техническим оснащением, многоступенчатостью производственного процесса, организацией сложного календарно-постановочного плана и так далее. Всё это – надежный сплав энтузиазма и профессионализма.

Участники проекта поделились своими мыслями о будущем фильме и поставленных перед ними задачах.

О ПРОЕКТЕ

АЯН НАЙЗАБЕКОВ, режиссер-постановщик.

«К сценарию я отношусь точно так же, как и к актерской игре – площадка и персонажи, которые проживают этот эпизод жизни, все знают лучше. Мы не меняем основную сюжетную канву. Но всё, что происходит между героями, может измениться. Это, кстати временами приводит к конфликтам на площадке ‒ административная группа ругается, когда по плану мы должны снимать в определенный день определенные сцены, а мы снимаем совершенно другое. Суть сцены не меняется, но могут измениться декорации, темп. При этом я понимаю, что литературный сценарий читается совсем не так, как, в конечном счете, отобразится на экране, но если это пойдет на пользу атмосфере фильма, то даже темпоритм может поменяться. Обычно, студенческие фильмы принято снимать в хронологическом порядке. У нас же ни одна сцена не снимается друг за другом ‒ всё идет в хронологическом беспорядке. Мы не думаем о фильме, как о прямой линии. В нём много хронологических скачков».

АЯН БАЗЫЛБЕК, оператор-постановщик

«Это моя дипломная работа, можно сказать первая серьезная работа, в которой я выступаю в качестве оператора-постановщика. Подготовительный период был трепетным. Однако сейчас сложности возникают, когда мы снимаем одноплановые сцены. И так как мы снимаем только в одной комнате, бывает затруднительно ставить свет так, чтобы не было никаких теней. Но мы справляемся. Мы работаем с «живой камерой», плывущей по воздуху. Временами она становится очень жесткой, с динамичными переходами. Динамика присутствует в самом кадре. Для меня, если честно, это первый опыт съемки в таком стиле. Лишь в одном кадре мы используем штатив! Во время подготовительного периода мы обсуждали общую концепцию, разбивали мизансцены согласно движению камеры, постановке света, однако от возникающих на площадке идей мы не отказываемся».

БОПЕШ ЖАНДАЕВ, актер

«В студенческом кино я играю второй раз в жизни. Мы с Аяном работали вместе на кинофестивале «Евразия». Когда он позвонил мне и предложил сняться в своей работе, мне стало очень интересно поучаствовать. Короткометражное кино позволяет любому начинающему кинематографисту понять, нужно ему этим заниматься или нет. Кроме того, мир сейчас достаточно динамичен, чтобы тратить время на большое кино, тем более, если оно неинтересное. Мне нравятся лаконично рассказанные истории».

АЛТЫНАЙ НОГЕРБЕК, актриса

IMG_4809

«У нашего народа есть такая пословица: «Бұлақ көрсең, көзін аш». Так как я сама творческий человек, и тоже когда-то начинала, я всегда рада помочь начинающим ребятам, поддержать. Потому что искусство зарождается в поддержке. Мне, как актрисе, очень интересен материал. Интересно то, как в такой короткий промежуток времени (в короткометражке) можно передать историю другой жизни, судьбы семьи».

ЖАЛГАС ЖАНГАЗИН, актер

«Когда Аян прислал сценарий, честно скажу, я не сразу всё понял, не сразу вник в суть. Но в нем все же чувствовалась четкая режиссерская позиция, детальная. И я понял, что из этого проекта получится что-то глубинное. Мне нравятся проекты, в которых нужно потрудиться, покопаться в себе. Именно это меня заинтересовало».

О ТЕМЕ

АЯН НАЙЗАБЕКОВ

«Я всегда буду говорить о том, что болит. Родители – самые важные люди в нашей жизни. В какой-то степени этот фильм отражение этой темы. «Толғау» ‒ картина о страхах, о боязни причинить боль близкому. Но в первую очередь она о прощении. Здесь появляется полноценная линия матери, что я делаю впервые. Раньше мои были фильмы про папу. А про маму либо говорилось, либо ее голос звучал в телефоне, но на экране её ни разу не было. При этом мы стараемся не идеализировать образ матери, она тоже ошибается. Все герои ошибаются, обижаются, но в тоже время испытывают сильнейшее тепло по отношению друг к другу. Плюс, я наконец-то делаю фильм на казахском языке. Это можно назвать неким возвращением к корням. По своей природе мы в первую очередь тенгрианцы. В связи с этим было принято решение опираться именно на это верование, а не существующие религии».

БОПЕШ ЖАНДАЕВ

«Тема, на мой взгляд, достаточно актуальная и тяжелая потому, что, если не через каждую, то через многие семьи она проходит. Говорить об этом художественным языком, не совсем обыкновенно, но это интересно, увлекательно. Конечно, прогнозировать зрительский интерес еще рано, но ребята очень тщательно всё делают, и мне кажется, что будет интересная картина. Ну, и мы, актеры, тоже стараемся».

ЖАЛГАС ЖАНГАЗИН

«Я считаю, что это универсальная проблема. Человек сам по себе – очень сложное психофизическое создание, и многие факторы влияют на его поведение в определенных обстоятельствах. Этот фильм затрагивает проблемы всего мира потому, что какой бы благополучной или неблагополучной ни была страна, в семьях случаются проблемы, конфликты между родителями и детьми».

О ГЕРОЯХ

АЯН НАЙЗАБЕКОВ

«Даже тогда, когда я работал с непрофессиональными актерами, я был за импровизацию. И, в принципе, профессиональным актерам я тоже не указываю, как им работать. Всё, что я делаю – это рассказываю им про их персонажей, и они сами выбирают, как эти персонажи будут действовать. Откровенно говоря, мне немного скучно в плане работы с актерами потому, что теперь не так интересно работать на самой площадке. Но гораздо интереснее с ними говорить до площадки, нащупывать то, понимают ли они персонажа, чувствуют ли они его. Тот же Бопеш Жандаев внёс несколько предложений по поводу своего героя. Он заявил, что его персонаж (отрицательный герой) не такой уж и плохой, и поэтому он может покормить рыбку. Хотя этого в сценарии не было. Поэтому я и даю волю актерам. Я ненавижу чтение с листа. В этом есть фальшь. Ни один из актеров у нас не произносит тех реплик, которые были в сценарии. Потому что сценарий – это каркас, в котором указано то, какого характера должны быть реплики, чтобы получить конкретный итог, реакцию. А то, какими словами и как они это подадут – исключительно их видение».

БОПЕШ ЖАНДАЕВ

«Мой персонаж такой, каким его придумал сценарист, каким его воплощает режиссер. У меня, как у актера, нет  особого желания менять героя, но от себя что-то могу добавить. Вообще мой герой ‒ человек достаточно тяжелый и отрицательный».

АЛТЫНАЙ НОГЕРБЕК

«Я считаю, что каждая роль – другая. Она не должна быть похожей, и актриса не должна работать одинаково. В отличие от героини фильма Акана Сатаева («Дорога в матери»), у этой матери – другая судьба. Как и в моем экранном сыне, так и в моей героине нет только положительных черт. Вроде бы мама хорошая, заботливая, добрая, но почему тогда получилось так, что у сына сложилась такая судьба? Понимаете, любить и отпустить – это большое чувство, и это нужно уметь. Каждая мать должна суметь сделать это. В Моя героиня не смогла вовремя отпустить своего сына. А ребенок, повзрослев, начал задыхаться».

ЖАЛГАС ЖАНГАЗИН

«С героем есть точки соприкосновения. Мне как-то легко удалось войти в его прошлое, именно в те сложившиеся обстоятельства, которые повлияли непосредственно на формирование его как человека».

О РАБОТЕ С РЕЖИССЕРОМ

БОПЕШ ЖАНДАЕВ

«Аян ‒ человек комфортный, понимающий то, что он делает и чего хочет. Это важно. Я не хотел бы менторствовать, но видно, что человек горит тем, чем занимается. Это, по-моему, доставляет ему удовольствие».

АЛТЫНАЙ НОГЕРБЕК

«Мы всё делаем сообща. В первую очередь, конечно важно режиссерское мнение, решение, видение. А от него отталкиваемся мы. Я думаю, что мы все должны смотреть в том направлении, куда смотрит режиссер. Если вся наша работа сольется в единое целое, то всё получится».

ЖАЛГАС ЖАНГАЗИН

«Каждый режиссер по-своему видит мир, персонажей, обстоятельства. Моя задача заключается в том, чтобы пропитаться этим, понять точку зрения режиссера, чтобы мы все были на одной волне».


«Толғау»

Автор сценария и режиссер-постановщик: Аян Найзабеков

Оператор-постановщик: Аян Базылбек

Звукорежиссер: Илья Гариев

Художник-постановщик: Мариям Шманова

Второй режиссер: Анель Оспанова

Исполнительный продюсер: Диана Исенова

Редактор сценария: Александра Поршнева

В ролях: Жалгас Жангазин, Алтынай Ногербек, Бопеш Жандаев, Акарыс Ашимхан, Аяулым Макумова.


 

Александра Поршнева

Киновед. Член Ассоциации кинокритиков Казахстана. Член FIPRESCI.

1 комментарий

  1. Дипломный проект — это важная часть творческой жизни студента кафедры «Кино и ТВ «. Очень важно какая команда будет работать вместе с тобой. Какие актёры будут сниматься в твоём проекте. Какие технические средства будут задействованы в решении творческих задач. Все это успешно было решено в данном проекте — «Толгау». Аян Найзабеков и Аян Базылбек в течении всей учёбы показывали отличные результаты. Они снимали много. Участвовали во многих конкурсах и фестивалях. Хочется сказать отдельное, огромное спасибо актерскому составу за их поддержку проекта. Желаю творческих успехов всей съемочной группе. Ждём премьеры фильма.
    С уважением, Талгат Тайшанов
    Кинооператор-постановщик
    Член Союза кинематографистов Казахстана
    Член Евразийской Академии Телевидения и Радио

Добавить комментарий для Талгат Тайшанов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.