Крылья, подаренные зрителю

Юлианна Леньшина.

Отечественное кино снова радует нас пышной премьерой. На прошлой неделе банкетные столы в Kinopark 11 были накрыты в честь дебютной картины студии «Alatau Film» с многообещающим названием «Крылья, подаренные матерью». Режиссером выступил Кажымукан Калимбетов.

Пройдемся по сюжету дабы проследить эволюцию замысла и воплощения.

Фильм начинается прозаично: перевернутая камера в кабинке общественного туалета, сидящий человек, затягивающий очередную «дорожку». Судя по его кожаной куртке, и обстановке в целом, действие происходит в 90-х годах. В кадре появляется продюсер, который требует записать новый трек. Кажется, парни пишут рэп-альбом, что немного смущает ‒ я не уверена, что рэп в Казахстане начал зарождаться уже в 90-х. Впрочем, это не важно. Поскольку существующий текст продюсера не устраивает, главный герой, (как нам казалось), он же наркоман, он же рэп-исполнитель говорит, что знает одного поэта, который способен написать то, что нужно. И действие картины тут же переноситься в казахский аул в Алматинской области.

Здесь нам показывают названного поэта, который сидит и пишет. Поэт нарику родной младший брат, а по совместительству, известный на весь аул стихотворец. О том, что мальчик поэт, говорит практически каждый житель деревни, называя его то Пушкиным, то кем-то еще из классиков. Чтоб зритель наверняка поверил, что этот юноша в мечтательном шарфе поэт, тот несколько раз читает свои стихи. Стоит отметить, что стихи достойные, и автор их заслуживает отдельной благодарности.

Меж тем Кажымукан Калимбетов на добрую половину фильма погружает нас в быт небольшого аула, где все говорят исключительно на русском языке. Нам долго рассказывают о жизни мальчика; о том, что фильмы он может смотреть только у друга; о том, что все издеваются над ним из-за таланта; о том, что у него есть подружка-защитница, а ее отец, учитель литературы, и он дает герою частные уроки, чтобы оттачивать его литературное мастерство. Нам также намекают, что в семье совсем нет денег, потому что мальчик вынужден трудиться грузчиком, дабы заработать на новые кроссовки.

Казалось бы, тут важно показать, чем живет и дышит герой, но каждая сцена сопровождается до боли посредственными диалогами. Грубое звучание создает ощущение будто актеры говорят не своими голосами. И это очень сложно ‒ погрузится в повествование фильма, когда вздрагиваешь от каждого произнесенного слова. Отчётливо слышно, как актеры проговаривают текст с заученными интонациями. Боюсь, что в реальной жизни в маленьком поселке никто даже сегодня так не общается, не использует такие наречия. Все слишком часто здороваются, говорят до нельзя правильные слова и выдерживают театрально-драматические паузы. При этом за все время пустых диалогов, никто не упоминает о том, что у поэта есть старший брат. Да и сам мальчик молчит об этом.

Впрочем, к этому моменту напрочь забываешь о том странном персонаже. Однако, спустя половину фильма нарик появляется вновь и все-таки уговаривает братишку написать рэп для новой композиции.Разумеется, не сразу. Обещает большие деньги. Аккурат в этот финансовый момент в гости приходит учитель, и сообщает, что в Астане будет проходить поэтический конкурс, главный приз которого 500 тенге.Серьезная сумма на то время! Так в сюжетной линии появляется сразу два решения вопроса о том, как заработать за короткое время солидные деньги. Невольно спрашиваешь себя: «Что же поспособствует еще большему обострению потребности в средствах?» Ответ приходит как по заказу: у матери главных героев проблемы с ногами, необходима операция. Очень нестандартный сценарный ход! Хотя… Обычно в фильмах на героев градом валятся проблемы, а потом чудесное вмешательство их решает. А тут все наоборот! Нельзя сказать, что такой трюк как-то улучшил восприятие картины, но, по крайней мере, все было не все так очевидно, как ожидалось. И проблемы у героя все-таки появятся: ведь брат-наркоман приедет не просто так!

Однако, с его приездом удивительным образом меняется отношение к происходящему. Возникает ощущение, что актеры к середине фильма раскачались и начали проживать жизни своих персонажей:прочувствовали их боль, столкнулись с реальными проблемами, которые нужно решать. Если начало фильма казалось надуманным и наигранным, то во второй половине фильм дал возможность сопереживать герою. Забывается окружающий кинотеатр, и начинается погружение в сюжет. Появляется серьезное количество моментов саспенса, к которым режиссер очень грамотно подводит, натягивая струну зрительского нетерпения. И, при этом, ни разу не передерживает. Есть шанс вздрагивать, хватая руку соседа, и с нетерпением ждать, что главный герой добьется своей цели.

Финал, надо сказать, удался. Если бы создатели оставили хэппи-энд, мы бы сказали, что это не удивительно, что это подражание Голливуду. Если бы все закончили трагично, мы бы остались с неприятным ощущением разбитых надежд. Но режиссер и Ко не стали делать ни того ни другого, за что им огромное спасибо. У «Крыльев» просто жизненный финал. Все так, как есть, как могло бы быть. В начале фильма мы видели Буратин, которые пытались играть какие-то эмоции, шевеля деревянными ручками, но в конце уже наблюдали живых людей, таких,что вот-вот сойдут с экрана в кинозал. (На показе, к слову, практически так и произошло: все главные герои пришли на пресс-конференцию, посвященную фильму).

Мне всегда казалось, что наши соотечественники ‒мастера слезной драмы, где у главных героев все в жизни очень плохо: ни лучика солнца (хотя вечно живут на юге) и неизменная смерть в финале. «Крылья, подаренные матерью» тоже драма, но после ее просмотра, заряжаешься абсолютно противоположными эмоциями. Хочется жить еще больше, творить и нести что-то радостное в этот мир. Оказывается, бывает и так.

Юлианна Леньшина

Режиссёр. Кинообозреватель. Живёт и работает в Алматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.