Фильм со множеством вопросов

Юлианна Леньшина.

Не смотря на то, что на написание многих статей может потребоваться тихий и вдумчивый час, на эту статью мне понадобилась почти неделя.

Что же произошло? Вроде бы тема усыновленных детей живая и интересная, режиссер известный человек, у которого за спиной немало хороших работ, и новая не исключение. Может быть идея необычна? И не смотря на то, что такое происходит везде и всюду, очень мало снято подобных фильмов? Может потому, что люди стесняются обсуждать подобные вещи, стыдятся этого, боятся показать всему миру, что такое творится и в их стране?

Почему же Канат Бейсекеев не боится? На этот вопрос он ответил просто. Его старший брат усыновлен. И пусть он любит своего брата, и в его семье с этим все в порядке, но вот общество, власть, они боятся взглянуть правде в глаза. Каждый боится. Все мы знаем, что в государстве есть детские дома. Многие жертвуют средства на их содержание,  поддерживают порядок, чистоту, настроение ребят. Об этом фильмы есть. Но Канат смотрит на проблему с другой стороны: ребят усыновляют, и иногда новыми родителями становятся граждане совсем другой страны.

Тема необыкновенная. Два абсолютно разных мира сталкиваются в одной семье. Иностранный подход к усыновленным детям другой. 8 историй, 8 судеб, 8 семей. И каждый из родителей рассказал своему ребенку тайну его происхождения.  Кто-то напечатал целую книгу, кто-то привез 18 подарков из Казахстана, чтобы дарить по одному каждый год. Причем среди подарков книги на родном языке, с английским переводом.

Идея фильма появилась, когда Канат, гуляя по американскому городу, увидел казаха, и, заговорив с ним, решил, что парень придуривается, делая вид, будто не понимает. Оказалось же, что он усыновлен и всю жизнь прожил в Америке. Это удивление стало просто огромным, когда Канат понял, как много подобных семей разбросано по американским штатам.

Человек выглядит как твой брат, но он не знает твоего языка, твоей культуры, не понимает шуток.  И это кажется странным. Хочется ему рассказать побольше, ведь человек осознает ваше сходство и хочет больше узнать. И его семья его в этом поддерживает. Некоторые даже пытаются найти биологических родителей. И находят. Знакомятся, устанавливают связь, отправляют фотографии. Ты понимаешь, что не важно откуда ты родом, родители ‒ это те, кто рядом, и кто тебя любит. В то же время ощущаешь, что, несмотря на среду своего взросления, генетически в тебе все равно находятся некоторые привычки. Твоя душа все равно тянется туда, где люди выглядят также, как ты. Получается история некоего Маугли. Не смотря на доброту животных, он все равно должен жить с людьми. Потому что, это правильно.

Фильм  «Бала» стирает все границы правильного и неправильного. Лично во мне он вызвал большой диссонанс. Я просто запуталась, что хорошо, а что плохо. Но самое главное, о чем говорит эта картина (и это, как раз, ясно), что все эти думы и взвешивания абсолютно не важны. Важно, что есть 8 детей, и каждый из них по-настоящему счастлив. И в фильме это есть. Кадры пропитаны ощущением счастья. В каждой из 8 историй, счастье свое. Но когда ты смотришь на этих людей, когда ты слушаешь их искренние слова, мурашки пробегают по коже. 8 историй и 8 раз к горлу подкатывает слезный ком. Это слезы счастья за этих детей. За то, что их нашли добрые люди, за то, что детям ТАМ хорошо. Режиссер нам показывает в первую очередь их взаимоотношения с родителями. И ты понимаешь, что чужие люди дали им гораздо больше, чем могла бы предложить родная страна.

Открытые, яркие, наполненные светом и воздухом кадры только усиливают ощущение. Режиссер не боится экспериментировать. Как только к фильму появляется какой-то вопрос, следующая же сцена дает на него ответ. Новое решение для каждого героя. Множество кадров в движении. Фильм дышит.

Но почему же все-таки сложилось такое двойственное впечатление? Несмотря на радостный посыл, картина оставляет груз на сердце. Может быть, это боль за то, что не все дети так устроены. А может просто зависть, ведь мы так не можем. Не можем также относиться к чужим детям. Не можем также смело смотреть на общественные проблемы. Не можем также открыто радоваться простым мелочам. Не можем также чисто и бескорыстно любить.

Юлианна Леньшина

Режиссёр. Кинообозреватель. Живёт и работает в Алматы.

1 комментарий

  1. Мы можем, просто не знаем этого. Надо только поверить своему сердцу.
    Спасибо за рецензию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.