С 3 по 7 июля 2019 года в столице Казахстана пребывал с гастролями московский театр «Современник».
По инициативе Российского центра науки и культуры один из ведущих актеров труппы – Народный артист РФ Сергей Гармаш провел 4 июля мастер-класс для начинающих актеров. Модератором встречи выступил Евгений Лумпов, поэтому наша редакция тоже оказалась на этой встрече и записала несколько советов Сергея Леонидовича. Если актерство для вас не просто хобби, они вам, безусловно, пригодятся.
Стремитесь прочувствовать то, что играете.
В любом тексте содержится множество ощущений и чувств. Вживаясь в текст, вы должны проживать каждое из них. Капуста должна хрустеть у вас на зубах, вода должна прокатываться прохладной волной по горлу, яркий свет должен слепить ваши глаза. Только в этом случае зритель вам поверит.
Ищите во всем историю.
Даже в коротком пластическом этюде или упражнении на память физических действий. Не зная начала и конца развития вашего героя, вы не сможете раскрыть его характера, который своей индивидуальностью влияет на поведение: жесты, мимику, манеру речи.
Никогда не выключайтесь из действия.
В момент, когда ваш партнер делает что-либо, даже не касающееся вас физически или же произносит монолог, вы не менее, а иногда и более важны, чем в момент, когда вы лично что-то делаете. Зритель имеет возможность наблюдать за всеми актерами в кадре или на сцене и ваша реакция на происходящее может очень сильно повлиять на его восприятие.
Не берегите себя для кульминации.
В любом диалоге или монологе есть сильны эмоциональные точки, есть кульминации, но это не значит, что с самого начала вы должны подводить себя к ним: готовиться заплакать, закричать, упасть. Такая подготовка чувствуется в игре, она лишает ее нужной органики. Проживайте весь эпизод целиком, чтобы кульминационные моменты были естественным продолжением, а не резким всплеском на который вы экономили силы.
Осознавайте атмосферу.
Действие не происходит где-то в вакууме, оно всегда локализовано. И вы должны даже читая стихотворение, четко осознавать, где и при каких обстоятельствах это действие осуществляется. Вообразите себе обстановку до мельчайших деталей, представьте, в каких условиях действует ваш герой. Это поможет вам насытить игру теми ощущениями, о которых мы говорили ранее. (см. пункт 1)
Не играйте на зрителя.
У любого вашего действия и слова должен быть посыл. Но адресован он должен быть другому герою, вашему герою, некой сущности, но не зрителю. Зритель и так поймет суть. Но если вы играете на зрителя, то это просто иллюстрация, симуляция игры, рассчитанная на впечатление человека в зале или по ту сторону экрана, а не на раскрытие смысла произведения. Играйте для зрителя, а не на него.
Изучайте своих героев.
Нельзя играть сумасшедшего, не прочитав ни одной статьи о его диагнозе. Вам кажется, что ваши ужимки и прыжки убедительны, но на деле может оказаться, что вашему герою они абсолютно не свойственны. Среди ваших зрителей, всегда будут люди, которым ситуация персонажа знакома, и которые ей в вашем поверхностном исполнении не поверят.
Не превращайте выступление в аттракцион навыков.
Вы можете отлично играть смех, слезы, ярость, грусть, но это не значит, что вы должны демонстрировать их в каждом выступлении. Задумайтесь, прежде, чем выдавать всё и сразу: чаще всего для решения сцены этого не требуется. Опирайтесь на художественные задачи, а не на собственные желания.
Не бойтесь существовать без текста.
Молчание не менее важно, чем умение говорить. Не цепляйтесь за текст. Не бойтесь начинать и заканчивать истории молчанием – это может существенно расширить границы истории. Не бойтесь молчать во время выступления – это поможет вам сделать персонажа более живым, человечным. Самое главное в молчании – органичность существования в образе. Работайте над ней и тогда молчание не будет для вас проблемой.
Помните, что подлинное актерство – это не хобби.
Это – тяжелый труд, каждодневная работа над собой, без которой добиться успеха вам никогда не удастся. В то же время актерство – это наркотик. На него очень легко подсесть, и очень трудно соскочить с него, поэтому ступая на этот путь, вы должны иметь четкий ответ на вопрос «Зачем мне это на самом деле»».
Лаконично, строго и по делу Гармаш прокомментировал каждое сольное и коллективное выступление. Многим «сбил звезду», многих вернул с небес на землю. «Не бросайтесь громкими словами типа «действующая актриса, действующий актер, лейбл, − сказал он, уже раздавая автографы, − не торопитесь учить других тому, что еще не постигли сами. Мастерство актера в постоянном саморазвитии. Сконцентрируйтесь на нём, а не на самопрезентациях».