Зачем нужны раскадровки

АДИЛЬХАН ЕРЖАЕНОВ.

Почти никто не работает с раскадровками на площадке. Их готовят, старательно рисуют, нанимают художников (непонятно зачем) и в итоге снимают, не прибегая к заготовленным рисункам.

Почему? Потому что для многих просто непонятна их функция. Зачем снимать заранее то, что можно выдумать на площадке? Зачем корпеть над рисунками, охота уже снимать.

Так, как я продолжаю тему безбюджетного кино, то советую использовать раскадровки тщательно, тем паче, если нет средств.

В чем функция раскадровки? Никакой эстетической или художественной задачи не ищите в них, не нанимайте художников, не старайтесь рисовать планы. Ни к чему. Это просто схема, а живопись нужна на экране, создавайте ее светом на площадке.

Раскадровки несут сугубо производственный, утилитарный характер.

Итак, разберем пример достаточно примитивного эпизода из 9-ти планов. Простите за качество, однако даже такие рисунки способны принести пользу.

В этой сцене, допустим, вам необходимо снять двух актеров, и оба из них могут уделить вам по часу.

Мало того, один из них опаздывает, а другой уже собирается уходить. Паника. День потерян. Но только не для тех, кто пришел с раскадровкой.

Смотрим.

Где-то в прерии стоит персонаж А (рис. 1).

1

Мы видим, как издалека к нему приближается персонаж Б (рис. 2)

2

Персонаж А заметно волнуется при виде гостя. (рис. 3)

3

На общем плане мы видим, как персонажи стоят друг против друга. (рис. 4)

4

Персонаж Б замер. (рис. 5)

5

Его рука потянулась к кольту. (рис. 6)

6

Персонаж Б разворачивается неожиданно и уходит, не достав оружия. (рис. 7)

7

Персонаж А облегченно вздыхает. (рис. 8)

8

На общем плане герои расходятся в разные стороны. (рис. 9)

Sequence 01.Still009

Вооружившись раскадровкой, мы проводим бухгалтерию планов. Выясняется, что планов с обоими актерами всего два (4, 9)

Значит, быстро снимаем эти планы, благо, что мы знаем, какие планы предыдущие и последующие, чтобы были правильные монтажные склейки.

Далее, мы облегчаем перестановки оператору и всей группе, если заметить, что планы 1, 3, 8 — по сути, с одним героем и смотрят в одном направлении.

Снимайте их один за другим и экономьте силы, время.

Отсняв их, вы можете отпускать одного актера, который уже поглядывает на часы и спокойно приниматься за второго.

Планы 2 и 7 — тоже одинаковые, только уберите так называемый «голландский план» (заваленный горизонт), и дело в шляпе.

5-й и 6-й планы тоже можно снять последовательно, разве что придется менять оптику.

Раскадровка выгодна для экономии времени — без нее вы рисковали бы потерять впустую день из-за опоздания одного актера. С ней вы снимете планы быстро и качественно, легко перескакивая хронологическую последовательность — и в течении дня у вас не будет простоев. В ожидании опаздывающего актера всегда можно снять необходимые детали, которые найдутся в раскадровке. Если вам лень их рисовать — делайте раскадровки хотя бы перед каждым съемочным днем.

Польза вторая. Работа с художником.

Зная наверняка снимаемые на сегодня планы, вы можете приготовить в границах каждого кадра заранее художественный фон.

К примеру, насадить на втором плане три цветочка, прибрать мусор, воткнуть одинокую ветку и т.д.

Без раскадровок вам будет не до живописи.

Польза третья. Монтаж.

Проклятые «восьмерки» — это не просто диалог двух героев.

«Восьмерки» кроются везде, в каждом взгляде героя, в каждом движении каждого тела на экране.

Несоблюдение «восьмерок» чревато тем, что герой будет смотреть не на руку, вытаскивающую кольт, а куда-то на его ботинок.

«Восьмерки» незаметны, но они склеивают повествование. Без раскадровок надо иметь калькулятор в мозге, чтобы уследить все эти детали.

Если же есть схема планов, всегда сверяйте по ней направление взглядов. Конечно, этим занимается профессиональный оператор, но в случае безбюджетного кино за камерой вряд ли будет стоять профессионал. Хотя, даже им необходима схема, чтоб не запутаться.

Польза четвертая. Командный дух.

Всем на площадке хочется ощущать себя пригодным и полезным. Без раскадровок возникает ощущение брошенности. Звукорежиссер не понимает, где и как спрятать удочку в следующей сцене. Где можно использовать петлички, а где микрофон. Гример все утро мажет актеру руки, а потом выясняется, что сегодня только крупный план лица до обеда. А после обеда надо снова убить два часа на грим рук, потому что актер все смыл перед едой.

Без раскадровок второй режиссер, если таковой имеется, просто не нужен. Он сойдет с ума, организовывая то, что спонтанно рождается на площадке.

В этом случае второй режиссер превращается в мальчика на побегушках, чьи функции — не организация творческого процесса, а подношение кофе и стульчиков режиссеру.

Без схемы визуальной части весь процесс на площадке — тайна в голове режиссера. Безусловно, многим казахстанским режиссерам нравится подобная загадочность и оттого большее внимание к своей персоне, но мы ведь люди бедные, и наши цели — просто снимать кино. Потому готовьте раскадровки.

4 комментария(-ев)

    во первых данный пример раскадровки с ошибками по оси. Персонаж в ожидании должен быть композиционно сдвинут в левую часть экрана. Появление второго персонажа.должен быть в правой части и первым персонажем по переднему плану в левой части. не пресекай ось восприятия!!!

    И знаешь с какой стороны и как крепить скрывая дешевые огромные приемники от петличек на актерах! Ребята, делайте раскадровки блин все! Облегчите работу и не заставляйте спрашивать. Адильхан - браво!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *