FIOFA-2016: есть к чему стремиться»

ДИАНА ИСЕНОВА.

Эта статья не о кино, но о киношколе.

Я хочу рассказать вам о моём маленьком, но первом и незабываемом опыте учебы в заграничной киношколе. Эта история должна была начаться еще весной 2016 года, однако началась именно тогда, когда ей суждено было начаться – в ноябре.

Так и чешется язык рассказать о том долгом и полном переживаниями пути, который я прошла до самой поездки. Знаю, что ей здесь не место, так что оставлю тут лишь три слова, чтобы вы имели представление: ожидание, неопределенность, бюрократия.

Но вернемся к хорошему: поехала учиться я в прекрасную Македонию, солнечный город Охрид, тот, что на берегу Охридского озера. В этом маленьком городе есть киноакадемия FIOFA (Film Institute Ohrid Film Academy), которую я бы назвала «дочкой» FAMU, той самой, что в Праге, и той самой, что окончили Кустурица, Милош Форман, Иржи Менцель, Вацлав Хавел и многие другие.

Именно FIOFA приняла нас, пятерых студентов из Астаны − просветлять и обучать искусству кино. Для меня же эта киноакадемия стала святым храмом, в котором патриархи давали нам ценные знания. Настолько сильными оказались мои впечатления от образования там. Понятно, что я была и остаюсь в восторге от поездки. Но обо всем по порядку.

Прибыли в Македонию мы 6 ноября. К этому времени студенты (магистранты) FIOFA учились уже месяц. Так что мы немного опоздали.

В первый же день мы смогли обойти самую главную достопримечательность уютного Охрида – старый город.  Именно эта часть всегда привлекает туристов, и мы не оказались исключением. Его узкие темные улочки с нависшими над ними ветхими домишками погружали в прошлое, и давали ощущение легкой мистики, романтики, готики и конечно же ощущение декораций и кинематографа. О старой части Охрида вы можете прочитать на просторах сети. Но киношники, мотайте на ус – место очень вдохновляет!

По ночам, а темнеет осенью здесь рано, на горах, которыми окружен город зажигаются белым светом огромные христианские кресты. Выглядит это очень жутко и пугающе. Но ко всему привыкаешь.

Озеро маленькое, и на другом берегу мы всегда наблюдали албанские горы. В один из вечеров, прогуливаясь по пристани, мы зашли к местным морякам на корабль. Впоследствии один из нашей группы нашел в моряках некое вдохновение. В общем, киношной фактуры у Македонии хоть отбавляй.

Однако, больше, чем о достопримечательностях,   я хочу рассказать о том, как сильно меня впечатлил уровень образования.

Когда мы только приехали, началась неделя лекций по психологии. Не обычной, а психологии в кино, психоанализ героев. Я всегда знала, что кинематографисты должны быть своего рода психологами, однако и не подозревала, что этому обучают в киношколах.

Наш преподаватель, Карел Малиманек, оказался молодым профессором из Праги, занимающий психоанализом в кино.  Он даже как-то упомянул о своей книге, посвященной психоанализу, правда она существует только в оригинале, на чешском языке.

Занятия с ним проходили очень продуктивно. Сначала он читал лекции, затем показывал отрывок из какого-нибудь фильма, а затем задавал вопросы. Что-то из серии «зачем протагонист сделал это?», «почему у персонажа проблемы и как они показаны?».

Такая структура проведения занятий меня увлекла. И я не переставала задаваться вопросом: «почему у нас, в Казахстане, так не делают?». Мозги продолжали шевелиться каждый день. Менялись только профессоры.

Огромнейшее впечатление на меня произвели  Иво Трайков (Ivo Trajkov), Томаш Дорушка (Tomás Doruska), Доминик Крутцкий (Dominik Krutský), Джованни Роббиано (Giovanni Robbiano), Мария Апцевска (Marija Apcevska), и это лишь те профессора, чьи имена я запомнила.

Благодаря занятиям Иво, я осознала, что драматургия очень интересная, объемная и глубокая вещь, которую хочется изучать и разбирать. На его лекциях я впервые ощутила уважение, здоровый страх и любовь к профессору. Студенты так боялись ошибиться в своих ответах, но так внимательно и голодно слушали его. Я хорошо запомнила тот момент, когда в перерывах студенты общались с ним и смеялись, а спустя пять минут  на занятии он «убивал» их вопросами о структуре фильма. Его лекции отличались от остальных какой-то бешеной заинтересованностью с моей стороны. Возможно, это субъективно, однако все студенты так же сильно любят его уроки, как он кино.

За целую неделю мы разобрали лишь одну трехактную структуру фильма. Казалось бы, целых 5 дней, а разобрали одну тему. Да, вы можете почитать в интернете за 10 минут, что это такое. Однако никто не будет ради вас анализировать и объяснять каждые 5-10 минут фильма для чего тот или иной кадр или фраза. И никто не станет разбирать с вами один фильм 5 дней, чтобы вы поняли, где «plot point 1»,   что такое «basic dramatic situation» или как определить, где в фильме произошел «inciting incident». На тот момент я даже подумывала уйти в драматургию. Но неделя закончилась быстро, и на смену Иво пришли новые профессора.

Очень похожим оказался метод преподавания у Джованни Роббиано. Он также детально разбирал вместе со студентами элементы драматургии, построения кадра и монтажа. Объяснял и много спрашивал.

Каждый профессор оказался очень интересной личностью. Помимо того, что они очень сильные в своих сферах, они еще и очень открытые. С ними можно спокойно сидеть в пабе, общаться о кино, о жизни. Все было настолько легко и непринужденно, что даже не верилось.

В киношколе я увидела, как профессора заботятся о творческом восприятии студентов. Например, когда нам дали задание снять фильм о процессе изготовлении ракии (местного алкогольного напитка), нас сначала отвели в производственный цех и все детально показали. Во время недели лекций об изобразительном искусстве, нас отвели в музей икон, дабы мы постарались увидеть или прочувствовать мощь иконописи. А однажды Томаш Дорушка, дав задание придумать историю на трайангл (triangle), предложил обсудить наши идеи в каком-нибудь заведении за чаем.

К слову, фидбэк присутствовал всегда. Студенты всегда высказывали свои мнения, и профессорам это очень нравилось. Я могу писать о профессорах много. У всех у них было нечто общее, однако каждый запомнился мне чем-то своим индивидуальным. К примеру, было как-то у нас занятие с Марией Апцевской, посвященное мимике и жестикуляции героев. На нем она сделала очень подробный, покадровый разбор одного из фильмов Вуди Аллена. Я очень хорошо помню, как она перематывала одно и то же место и спрашивала нас: «Видите? Вот эти подергивания пальцами говорят о нервном состоянии героя».

Несколько раз приезжал полюбившийся мне Томаш Дорушка. Он дал очень много информации по монтажу и киноязыку. А еще мне понравилось то, что он единственный спрашивал с нас так же, как и с магистрантов академии. Возможно, его требовательность меня и зацепила.

Так же, как и все, мы готовились к съемкам, рисовали раскадровку, снимали фильм, монтировали материал и презентовали его. Задание казалось очень простым – снять и показать, как готовят ракию. Однако после первых комментариев со стороны студентов и профессоров я поняла, что монтаж – это очень сложный процесс, в котором «склеить картинку» − это лишь поверхностные знания. Фильм мы монтировали три раза, и каждый раз я узнавала очень много о том, как строить кадр, как создавать историю, и как донести до зрителя свою идею.

Занятия длились с 10 утра до 10 вечера с перерывами. Почти каждый вечер завершал просмотр фильма. Выделялись дни, когда студенты сами выбирали и презентовали любой фильм. Я не упустила шанс, и презентовала то, что было с собой – фильмы Адильхана Ержанова «История казахского кино: в подполье Казахфильма» и «Хозяева». Для студентов это были первые увиденные казахстанские картины, а для некоторых профессоров казахстанское кино известно «Уроками гармонии» Эмира Байгазина. Интересно, но фильм о киноязыке понравился всем абсолютно, а вот по «Хозяевам» мнения разошлись, и у ребят возникло много вопросов после просмотра. Но в целом они остались довольны.

В общем, за эти 43 дня проведенные в Охридской киноакадемии я наконец-то осознала всю сложность создания кино, и испытала вкус живого интереса к нему.

Еще пара слов о студентах.

Магистранты здесь определенно знают, чего хотят от жизни. И это не из-за их степени, а из-за желания творить и учиться.

Теперь они стали нашими друзьями. С нами учились ребята из США, Ирландии, Индии, Эстонии, Турции, Косово, конечно же, местные македонцы и албанцы. Как они сами сказали в последний вечер – мы, студенты из Казахстана, оказались для них самым приятным моментом осеннего семестра. Слышать это было безумно приятно.

К слову о международном: студент из США учился в FAMU, и однажды, рассказал мне о главном отличии этих школ. По его словам, уровень знаний в FIOFA абсолютно такой же, как в Чехии. Единственное отличие в местности и стране. Ему по душе пришлась тихая Македония, вот он и поступил сюда.

Помимо огромного количества знаний о кино, я получила мега-культурный обмен. Впервые я увидела в лицо людей, ни разу не видевших казахов и не знающих расположение нашей страны на политической карте мира. Впервые я услышала албанскую речь и увидела воочию, что они совсем не такие, какими их преподносят СМИ.

(На этом фото с нами Джейк Рамзи, человек, работавший на проекта «Разрушение» (с Джиленхоллом) и «Бегущий в лабиринте», а ныне студент FIOFA)

Как оказалось, мы приехали в самый проблематичный момент для наших будущих друзей. Американец Джейк переживал из-за президентских выборов, а парня по имени Арда из Турции как раз собирались исключить. Реакция остальных ребят оказалась моментальной: и они все начали писать петицию, письма в Прагу и всячески просили его вернуть. И знаете, это сработало. Не без собственных стараний, но Арда вернулся в киноакадемию. В тот момент все эти студенты из разных уголков земли показались мне большой семьей.

FIOFA дала мне много новых друзей и полезных контактов. Чувство тоски по этому прекрасному месту меня не покидает. Однако я верю, что вернусь туда, и не раз.

В завершении этой долгой статьи я бы хотела выразить благодарность университету, в котором я учусь – КазНУИ, за то, что показал, куда стремиться.

Это было очень приятное завершение года.

 

Диана Исенова

Киновед. Переводчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.