Как посетить 7 киносеансов за день и не сойти с ума

Адиль Кульбеков поставил на себе эксперимент и поделился впечатлениями. Тут вам и краткие рецензии и советы для желающих повторить.


Многие люди считают работу кинокритика довольно простой и несколько легкомысленной: смотри себе фильмы целыми днями, пиши комментарии к увиденному, получай за это деньги. Известный российский кинокритик Антон Долин как-то ответил на это распространенное мнение тем аргументом, что кинокритику крайне редко позволительна избирательность, профессия предполагает просмотр множества фильмов, даже самых плохих, причем в ограниченные сроки. Кроме этого, профессиональный кинокритик обязан уметь переводить эмоции, полученные при просмотре, в удобоваримую форму для зрителей и читателей. Остается прибавь тот факт, что процесс этот часто непрерывный, за десять дней порой приходится пересматривать до 40-50 фильмов (кинофестивали), с перерывом на сон по 3-4 часа (снова из опыта Долина). Помимо прочего, киноленты перестают быть средством развлечения, многие критики признаются в том, что свободное время предпочитают проводить уж точно не за просмотром очередного фильма.

Почти любому киноману любопытно попробовать себя в качестве кинокритика. Специализированные сайты полны рецензий от любителей, но опять же, многие из них сознательно выбирают фильмы, которые им интересны, избегая нелюбимых жанров, стран-производителей, режиссеров и т.д. Таким образом, теряется присущая профессии черта вынужденной всеядности. Справедливости ради, стоит сказать, что существуют т.н. «киномарафоны», когда энтузиасты устраивают групповой просмотр, но даже в этом случае обычно присутствует какой-либо общий признак при выборе фильмов – франшиза, режиссер, направление в кинематографе и т.д.

Исходя из вышеизложенного, было решено поставить эксперимент – посетить максимальное количество фильмов за один день. Цели эксперимента:

1. выяснить, насколько различаются просмотр множества кинолент подряд и по отдельности;

2. понять, насколько сильно выражено влияние предыдущего фильма на восприятие следующего;

3. насколько комфортен, с точки зрения физиологии, почти беспрерывный процесс поглощения кинопродукции.

Для максимальной чистоты эксперимента, за неделю до посещения кинотеатра не был просмотрен ни один фильм. Это, по моему мнению, позволило увеличить остроту восприятия. Далее, при составлении расписания, выбор фильмов проводился вслепую, только на основании времени показа. Добиться этого позволил банальный лист картона, который закрыл на мониторе компьютера ту часть расписания, где обычно отображается название и постер фильма. В итоге удалось вписать 7 киносеансов, с 10 утра до 1 ночи, с большим «окном» с 7 до 9 часов вечера (к сожалению, на это время не было киносеансов не дублирующихся с утренними и послеобеденными).

9 утра. Плотный завтрак, полчаса дороги и вот я уже стою на эскалаторе торгового-центра, который приближает меня к кинотеатру. Запах попкорна, цветные огоньки трейлеров, захватываемых периферическим зрением, покупка билета на первый сеанс. Пока ждал начала фильма, в голову пришли мысли по поводу цвета сидений в кинотеатрах – они чаще всего либо черные, либо красные. Никогда не задумывались почему? В первую очередь, эти цвета наименее заметны при выключенном освещении, они банально не будут вас отвлекать от киноэкрана в темноте. Во-вторых, красный цвет – это наследство театров, недаром первые кинотеатры часто называли «электрическими театрами». В-третьих, некоторые маркетологи кинотеатров, взяв на вооружение психологию восприятия цветов, пытаются стимулировать зрителей на получение более ярких эмоций. Как бы там ни было, красный цвет уже стал традиционным в оформлении интерьера множества кинотеатров.


Киносеанс № 1. «По половому признаку» («On the Basis of Sex»), реж. Мими Ледер

«По половому признаку» – это типичный (но не шаблонный) представитель излюбленного американцами байопика. Он сделан по всем канонам жанра, с обязательным конфликтом и последующим его преодолением, с некоторыми изменениями событий в пользу большей драматичности сюжета, а также с непременной демонстрацией реального прототипа в конце фильма. Центральным сюжетом фильма является история Рут Гинзбург (в исполнении Фелисити Джонс) – юристки и правозащитницы, а в дальнейшем и судьи Верховного суда США, которая избрала борьбу с гендерным неравенством делом своей жизни. В первой половине фильма происходят все значимые для становления Гинзбург события: обучение в университете, преодоление семейных невзгод на пару с мужем (в исполнении Арми Хаммера), поиск работы. Множество событий за ограниченное экранное время создало впечатление скомканности, было заметно, что создатели хотели отвести больше времени второй половине фильма, посвященной непосредственно ключевому судебному процессу.

Фильм оставил двоякое впечатление. С одной стороны, эта кинолента вполне органично вписывается в тренд феминизации голливудской киноиндустрии. Интересно и то, что режиссер фильма, Мими Ледер, в свое время была одной из первых выпускниц Американского института киноискусства, что говорит о личном отношении к посылу фильма. С другой стороны, сумбурность повествования и некоторая степень типичности не позволяет отнести этот фильм к ярким и примечательным. Актерская игра вышла гладкой, не вызывающей нареканий. Фелисити Джонс вполне справилась с ролью, хотя местами терялась на фоне Джастина Теру (по фильму – друг детства Гинзбург и работник Американского союза защиты гражданских свобод).

Первый киносеанс прошел довольно приятно, сказывалась свежесть восприятия, сытость и небольшое количество кинозрителей. Выйдя в холл, я на скорую руку начеркал опорные мысли по фильму и помчался на следующий показ.


Киносеанс №2. «Любовницы», реж. Елена Хазанова

«Любовницы» – это история о трех девушках, которые решили стать народными мстительницами по отношению к мужчинам, изменяющим своим вторым половинкам. В фильме прослеживается влияние американских комедий на схожую тематику («Другая женщина», «Сдохни, Джон Такер», «Клуб первых жен»), порой на грани плагиата. Фильм примечателен крайне хаотичным саундтреком, режиссер и композитор «Любовниц» будто боялись тишины в кадре. В конечном счете это добавляет негатива в копилку восприятия. Актерский состав частично перекочевал из «Горько», в том числе в лице Юлии Александровой, которая в очередной раз сыграла скорее саму себя, нежели героиню по имени Маша. Лицедейство двух других центральных персонажей также не впечатлило: сериального опыта Паулины Андреевой (в роли Иры) явно не хватило на полнометражку, а Александра Бортич разочаровала блеклостью, хотя после «Я худею» были надежды на лучшее.

«Любовницы» явно пытается вписаться в уже упоминавшийся феминистический тренд в кино, но на контрасте с фильмом «По половому признаку», фильм Елены Хазановой выглядит карикатурно и невзрачно. Особенно ярко это ощущение выражено из-за небольшого промежутка между просмотрами кинолент.

Самочувствие хорошее, хотя ноги уже начали затекать. Было решено прогуляться за кофе и перекусить захваченным с собой яблоком.


 Киносеанс №3. «Гурвинек. Волшебная игра»,

реж. Мартин Котик, Джеспер Мюллер, Инна Евланникова

Скажу сразу, что это возможно один из худших из просмотренных мной полнометражных мультфильмов в жизни. Я силился найти хоть что-то хорошее в этом произведении, но это крайне трудно сделать. Мультфильм не спасает даже относительно неплохая анимация, в которой явно прослеживается франко-бельгийское участие, а главный герой поразительно напоминает Тинтина (даже компаньоны-собаки чем-то схожи), хотя основой выступала чешская кукольная постановка. В фильме есть проблемы с липсингом (совпадание движения губ персонажей звуковому ряду), но это не самое худшее на фоне сюжета, который в погоне за актуальностью для детей (видеоигры, использование молодежного сленга), превратился в невразумительное нечто, в котором сложно найти суть не то, что ребенку, но и взрослому человеку. Уже через полчаса после начала сеанса, дети начали откровенно скучать и капризничать, некоторые принялись бродить по кинозалу.

Лучшее, что есть в «Гурвинеке» – это титры, где вставлены видеофрагменты из работы по озвучиванию мультфильма. В которых можно увидеть и услышать известных артистов вроде Ефремова, Стоянова и Райкина. В остальном − это полностью провальная вещь.

Пока писался этот обзор, вышла новость о том, что «Гурвинек» провалился в прокате. Минкульт России обвиняет в этом кинотеатры, которые объявили мультфильму бойкот в ответ на перенос мультфильма «Королевские корги». Этот случай, в очередной раз доказывает бесполезность переноса премьер с целью протекции национальных кинолент.

Выпитый перед сеансом кофе взбодрил, поэтому какая-либо усталость не чувствовалась. Тем не менее, просмотр мультфильма довольно сильно подпортил настроение. В ожидании следующего сеанса, я решил переключить внимание, дабы не приносить критический настой на следующий фильм – помог выход на свежий воздух и созерцание за дневной активностью в центре города.


Киносеанс №4. «В поисках мамы 2: новые приключения», реж. Руслан Акун

Этот фильм дался мне нелегко. Конечно, можно списать это негатив от предыдущих двух киносеансов, но что-то мне подсказывает, что дело в качестве киноленты. Я не считаю себя снобом или каким-то высоколобым эстетом, меня одинаково забавляют черный юмор, добротные комедии положений, абсурд вроде «Монти Пайтон» или фильмы с шутками ниже пояса, но «В поисках мамы 2» я смотрел с каменным лицом, так и ни разу не улыбнувшись. В кинозале я был такой не один, скорее даже так – из всего зала смеялась одна и та же троица на задних рядах, видимо они улавливали какое-то двойное дно у шуток, в отличие от остальных зрителей.

Сюжет как таковой отсутствует, уступив место безумной импровизации. Иногда складывалось ощущение, что создатели фильма снимали его, изредка отвлекаясь от основной деятельности – отдыха в Турции. Кинолента наполнена неуклюже втиснутой рекламой отеля, банка, ивент-агенства, минеральной воды, закусочной, медицинской клиники. Навязчивое внедрение продакт-плейсмента – это все еще больное место постсоветской киноиндустрии.

Фильм примечателен только нестандартным для казахстанских комедий финалом (обычно мы видим хэппи-энд) и Майклом Мапонга, который на фоне других актёров, действительно отыгрывает. В остальном «В поисках мамы 2» не вызывает симпатии. Тауекел Мусилим в очередной раз играет Тауекела Мусилима, внешние данные Адель Кадиевой не компенсируют ее актерскую игру, а Эмиль Есеналиев своим бесконечным рядом гэгов и шуток через полчаса начинает скорее раздражать, чем веселить. Про Азамата Уланова умолчу, детей-актеров всегда трудно оценивать, будем надеяться, что у него все впереди.

После просмотра трех неудачных кинолент подряд настроение испортилось окончательно. Признаюсь, что хотелось бросить все, пойти домой и пересмотреть что-нибудь из любимого. Сдержался, вспомнив, ради чего все затевалось. Кратко набросал мнение об увиденном и пошел на следующий сеанс.


Киносеанс №5. «Капитан Марвел» («Captain Marvel»), реж. Анна Боден и Райан Флек

«Капитан Марвел» – это не лучший фильм франшизы про супергероев, которой в этом году исполняется 11 лет, но вполне достойный ответ успешной «Чудо-женщине» от конкурента в лице DC Films.  Фильм любопытен ставкой на стилистику американских реалий 70-90х, которые близки не только жителям США, но и большому количеству людей, что выросли на голливудских фильмах, американской музыке и вообще поп-культуре той эпохи. Фильм кишит отсылками к теперь уже культовым кинолентам, знакомым почти каждому жителю планеты. Мне удалось заметить оммаж по отношению к таким фильмам и франшизам как «Люди в черном», «Назад в будущее», «Звездные войны», «Чужой», «Нечто», «Терминатор», «Индиана Джонс», «День независимости», «Матрица». Даже сама фигура омоложенного Сэмюэля Л. Джексона – это отсылка к блистательным фильмам 90-х. Мне, как человеку выросшему на VHS-кассетах, эта стилистика была особенна близка и приятна.

Безусловно, двадцать первый фильм кинематографической вселенной Марвел, наравне с ранее увиденными «Любовницами» и «По половому признаку», развивает тренд феминизации кино, при этом «Капитан Марвел» не ударяется в крайности, и фигура сильной женщины выглядит несколько сглаженной. Ситуации ключевого противостояния с мужскими персонажами, которыми так изобилуют подобные фильмы в последнее время, здесь хоть и выделяются, но не так жестко и радикально. Создатели довольно деликатно обходят острые углы и пытаются угодить всем, во имя благоприятной кассы, разумеется.

Теперь о том, почему я считаю фильм не самым лучшим во франшизе. Во-первых, он стал жертвой своей приквельной сущности. Понятно, что основное блюдо Марвел на этот год – это апрельский релиз «Мстителей». «Капитан Марвел» же в попытках стать связующим звеном между фильмами, попал в тиски ограниченного полета фантазии сценаристов. Во-вторых, киностудия в попытках войти в тот самый феминистический тренд, несколько растерялась. В отличие от вселенной DC, где Диана Принс (Чудо-женщина) относительно сопоставима по популярности с фигурами Супермена или Бэтмена, в марвеловских комиксах женские персонажи были далеко отодвинуты мужскими, и редко входили хотя бы в десятку самых известных. Выбор Капитана Марвел в качестве центрального персонажа нового фильма – это компромисс между потребностью снять фильм о женщине-супергерое и необходимостью задействовать не самую популярную супергероиню (например, Черная Вдова и Джин Грей, в разы популярнее Кэрол Дэнверс).

Просмотр данного фильма облегчил мои страдания после предыдущих киносеансов. Пять сеансов подряд сказались на самочувствии – затекли уже не только ноги, голова была переполнена смешанными впечатлениями от всех фильмов сразу.  Впереди был двухчасовой перерыв, поэтому можно было прогуляться и поесть.


Киносеанс №6. «Наркокурьер» («The Mule»), реж. Клинт Иствуд

В свои 88 лет Клинт Иствуд выступил продюсером, режиссером и исполнил главную роль в «Наркокурьере». И это его второй фильм в 2018 году! Такой работоспособности в этом возрасте остается лишь завидовать. Сюжет фильма основан на реальной истории пожилого американского наркокурьера, ветерана войны, которого задержали в 2014 году с 90 килограммами кокаина. Картина стилистически очень схожа с предыдущими работами Иствуда «Гран Торино» и «Чудо на Гудзоне», что, впрочем, неудивительно, режиссер уже давно выработал свой собственный узнаваемый почерк. Главный герой по имени Эрл Стоун выделяется подчеркнутой принадлежностью к другой эпохе, да и сама кинолента выделяется из списка современных американских фильмов: тут и заигрывание с темой политкорректности, почти на грани фола, саундтрек сплошь из кантри, незримо отсылающего нас во времена Дикого Запада и нежная любовь к монструозным пикапам, гротескно выглядящим в эпоху «Теслы» и «Приуса». Традиционен фильм в одном – непременном посыле о важности семьи, так часто транслируемом в американских кинолентах.

Кроме Клинта Иствуда, выделяется персонаж Брэдли Купера, который на моей памяти уже в третий раз вживается в роль полицейского («Место под соснами», «Афера по-американски»), причем, вполне удачно. Задействованный во второстепенной роли Майкл Пенья в последние годы уже успел стать штатным голливудским мексиканцем. Хотелось бы, наконец, его увидеть в главной роли (провалившийся «Закат цивилизации» с его участием – не в счет).

Двухчасовой перерыв благоприятно сказался на самочувствии и позволил «перезагрузить» голову: «Наркокурьер» воспринимался более внимательно и запомнился большим количеством деталей. Время приближалось к полуночи, впереди был последний киносеанс.


 Киносеанс №7. «Гости», реж. Евгений Абызов

Скажу сразу, я не любитель ужастиков, но не потому, что после их просмотра мне снятся кошмары, а как раз наоборот – многие хорроры чаще всего меня смешат. Иногда из-за нелепости поведения главных героев, а порой из-за внешнего вида монстров и маньяков. Приближенные к реальности «Реквием по мечте» или «Айка» для меня гораздо страшнее придуманных «Пилы» или «Фредди Крюгера».

«Гости» – это российский фильм ужасов в уже ставшем традиционном стиле «дом с привидениями». Авторы довольно странно позиционируют киноленту как «мелодраматический фильм ужасов». Я бы назвал ее американским молодежным хоррором в российских декорациях и с российскими актерами. На заокеанские корни намекает даже типичный американский фургон, на котором молодые люди прибывают в злополучный дом. Первая половина фильма отчего-то напомнила «Сумерки», то ли из-за безэмоциональности главной героини, то ли из-за персонажа Марии Лисовой подозрительно похожей на Элис Каллен. Вторая же часть явно хуже – сказывается неудовлетворительное качество грима и спецэффектов.

«Гости» нельзя назвать совсем уж провальной картиной, это неплохой прогресс для российской киноиндустрии в сфере освоения жанра ужасов. Тем не менее, фильм вряд ли войдет в список лучших кинолент подобного рода и канет в лету сразу после окончания проката.


Выводы

Опыт оказался крайне любопытным. Стоит сказать, что это довольно серьезное испытание, причем не только для тела, которое будет отчаянно бунтовать против такого времяпровождения уже после 3-4 киносеанса, но и для восприятия. При таком способе просмотра неизбежно проявляется сравнительность, причем, если посмотреть сначала условно «плохой» фильм, то последующая кинолента, будь она хоть сколько-нибудь качественнее, покажется если не шедевральной, то, как минимум, хорошей. Тут в полной мере справедлива поговорка «хочешь сделать человеку хорошо, сначала сделай ему плохо». Помимо этого, просмотр разномастных фильмов требует некоторой передышки между сеансами. Это позволяет переварить просмотренное и подготовиться к новой киноленте. Лучше всего в этом поможет прогулка с выходом на свежий воздух.

Желающим повторить мой киноэксперимент могу посоветовать хорошо выспаться перед его началом, облачиться в удобную одежду и обувь, возможно захватить с собой небольшую подушку для более комфортного размещения в кресле, есть небольшими порциями, дабы не спровоцировать сонливость, ну и уметь находить плюсы даже в самых плохих фильмах.

Адиль Кульбеков

Кинообозреватель.

1 комментарий

  1. Очень интересно, что у автора имеется аналитический склад мышления и независимость суждения, и также желание быть объективным. Добротно для такого стремительного вояжа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.