Из папы в папуаса и обратно

Грустная история о том, как Егор Кончаловский хотел сделать клоуна из Нагиева, а сделал из себя.

В отечественном прокате трясет соломенной юбкой и гримасничает комедия с Дмитрием «Всё пока. Пока!» Нагиевым, которому стоило бы именно так дерзко попрощаться уже со своей актерской всеядностью и доверчивостью. Новое зрелище с его участием – комедия «Мой папа – вождь», которая смешит лишь фактом своего существования. Впрочем, это смех сквозь слезы, ибо всё в ней печально.

Помните, был такой режиссёр Егор Кончаловский? Который «Антикиллер», «Консервы», «Сердце моё – Астана» и еще десяток невразумительных кинопровалов. Так вот – он, оказывается, всё еще при деле! Его новое творение, вероятно, рассчитывало кого-то повеселить, но, увы… Если после слова «лопата» вам всё еще не смешно, то это явно не ваш контент. Вопрос – чей?

И это вопрос к сценарию. Мир видел множество историй о вторжении «дикарей» в цивилизованное общество. Тут кому удачные «Тарзаны» припомнятся, кому «Бинго-Бонго», а кому – «Джордж из джунглей». Сценаристы Плетнёв и Новиков прям как герои их фильма – долго-долго перебирали велосипед и, наконец, велосипед же и собрали. Причём изрядно бракованный. Ничего нового в сюжетной структуре вы не найдете, кроме лайфхаков о том, что ретроградная амнезия лечится пивом, а алкоголизм – заклинаниями. Шутки для взрослых в фильме откровенно глупы и сводятся по большей части к гэгам и кривляньям, шутки для детей… не обнаружены. Фильм +16, вероятно продавался инвесторам как «Семейный», но так и не понял, как разговаривать со всей семьей. Что еще хуже – не понял – о чём разговаривать. Простой пример: в картине с названием «Мой папа ‒ вождь» хронометражем 1 час 34 минуты – отношения отца и сына начинаются минуте к 50-й. А до того нам разжевывают, как папа стал папуасом, и демонстрируют попытки эволюционировать обратно. На экваторе фильм вспоминает, о чём он, и ты продолжаешь фейспалмить уже на семейную тему. Итого: минусуем сюжет и юмор. А следом – персонажей, большинство из которых представляют собой однородную картонно-рубероидную массу, которая абсолютно не поддается пластическим преобразованиям, ибо раскатана плоско и точка. Мэр ‒ жулик, дед ‒ выпивоха, рыжий ‒ пакостник. С закрытыми глазами угадывается каст картины: Лагашкин, Добронравов, какой-нибудь рыжий пацан. И это еще везунчики – главному детскому персонажу вообще примечательных свойств не отсыпали. Он бледен как загар вампира и капризен как ребенок, которого заставили сниматься в фильме Егора Кончаловского…

Второе «итого»: на уровне истории смотреть нечего.

На уровне тем и идей тоже не густо. Вместо вкрадчивой беседы о том, что родителей не выбирают, о конфликте поколений, наконец, о том, кто в нашем безумном мире подлинный дикарь, а кто источник гуманистических посылов – на экране чехарда глупых ситуаций в обрамлении робкой графики комиксоидного стиля – видимо так создатели видели «замануху» для тинейджеров. А ведь начиналось все не плохо – ироничные титры, отрицающие сами себя, всплывающие мыслеоблачка… Не ново, но ведь можно было создать плоскость контраста между происходящим в голове и за её пределами. Можно было сатирически пройтись по вождям, их деткам, которым порой, ой как нелегко под санкциями давлением авторитетов. Можно было бы поговорить о равенстве людей, о важности коммуникаций с родителями. Да много чего важного можно было донести до семей. Потенциал для этого был и у сценария, и у актерского состава.

А вот у режиссёра, кажется, не было. Загнать Нагиева еще глубже в амплуа брутального дикаря – дело не хитрое. Обнаружить в дикаре лирику – куда хитрее. Посмеяться над китайцами и папуасами – тоже пустяковая задача. Посмеяться над собственной зашоренностью, мешающей в людях видеть, прежде всего, людей ‒ задачка со звёздочкой. Замучить зрителя бесконечной «гавайской» музыкой – проще простого. Превратить её в контрапункт или антитезу – вот где режиссура.

Увы, «Мой папа ‒ вождь» не стал высказыванием из ряда тех, кто через шутку осмыслял серьёзное, а через дикость – цивилизацию. От того они и в опасности – и шутки, и цивилизация. В руках дикарей всякий предмет опасен.


Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.