Казус Айнбо: Кого зовут джунгли?

С первых кадров понятно – с мультфильмом что-то не так. Но лишь с последними кадрами становится ясно, что именно.

Творение Рихард Клауса и Хосе Селады – мультфильм «Айнбо. Сердце Амазонии» ‒ наглядный пример того, как форма расходится с содержанием. У проекта были явно добрые намерения, но мастерство исполнения подкачало. Попробую объяснить, в чем именно.

Компонент первый – форма. История о девочке, которая желает спасти родной поселок и племя от неведомого проклятья и ради этого решается на приключение полное опасностей имеет четко выраженную анатомию компьютерной игры-бродилки. Тут все линейно: иди в лес ‒ найди авторитетного героя – получи указание – выполни его – собери лут – используй. Недаром рейтинг зрелища «6+» ‒ лишь самых маленьких получится удержать 1,5 часа у экрана милыми мордашками потенциальных мерч-побрякушек и красочными огоньками ночных джунглей.

И ладно бы только структурно мульт был упрощен. Упрощен он и визуально. Давно заявившая свою доминанту на рынке 3D-анимация, здесь (читай в 2021 году) выглядит едва ли не на уровне каких-нибудь «Антца» или «Флика» родом из конца 90-х. Анимация движения временами напоминает кат-сцены из тех же «бродилок» ‒ действия почти роботоподобные. Притом, что визуально персонажи довольно приятные. История в сеттинге перуанских индейцев выглядит очень ярко и привлекательно…. на стоп-кадрах. В динамике же ей явно не хватает живости. Но целевая аудитория – те самые «6+», разумеется, этого не заметит.

Как не заметит она и приятного уху и глазу людей постарше ненавязчивого этнографического компонента. Пока Айнбо спасает свое племя, зрителей бережно погружают в культуру коренных жителей Амазонки, и вот на экране уже духи-наставники (привет Тимону и Пумбе!), силы леса и знаменитая черепаха Мотело Мама – прародительница амазонских лесов. И это второй компонент – содержание.

Третий – месседж фильма. Помимо совсем простых посланий, вроде «цени семью», «будь сильным и стойким перед лицом беды» есть парочка таких, которые по зубам разве что опытному зрелому зрителю. Первый – защита окружающей среды. О технократическом давлении и зверином оскале капитализма, плюющего на природу, в мультфильме сказано вполне отчетливо. Второй – приорат белого человека – тоже звучит внятно. Особенно в ансамбле из множества фильмов последних лет – все в рамках актуальной повестки. Рушащаяся гегемония белого мужчины, стремящегося подчинить себе всех и всё – это тренд актуальный. В отличие от «зеленой повестки». Сейчас объективно не до нее. А она в «Айнбо», все-таки первостепенна. Потому этот мультфильм, при всех его недостатках еще имеет шансы в будущем найти своего зрителя. Такие случаи нередки – фильмы вроде «Скотного двора», «Разрушителя» или «Чужих среди нас» ‒ прохладно принимались в виду отсутствия резонанса, но затем о них вспоминали, когда тенденции в обществе менялись. Когда массовое сознание, наконец, разберется с расовыми, гендерными и классовыми коликами и пристально посмотрит на проблемы глобализации, урбанизации и климатических изменений, тогда у фильмов вроде «Айнбо», возможно, появится шанс на второе дыхание.

А пока мультфильму справедливо может доставаться за слабый сценарий, техническую неполноценность и вторичность. Большинство таких упреков будут справедливы. И главным из них будет, вынесенный мной в заглавие, «Казус Айнбо»: этот мультфильм совершенно непонятен тем, кому интересен, и совершенно неинтересен тем, кому понятен. Малышам, довольным яркими картинками и глазастыми героями, останется неизвестной вся самобытность индейской культуры, показанная в фильме, равно как и его глобальные воззрения. Взрослым же будет элементарно скучно наблюдать за скудным исполнением, и довольствоваться лишь осмыслением глубин – чтобы этот процесс был запущен, фильм еще нужно рассмотреть внимательно, а он тому не особо способствует. Таким образом, единственный шанс на его спасение – это диалог поколений после просмотра. Так он хотя бы оправдает статус фильма для всей семьи.


Редакция благодарит дистрибьютора ‒ компанию «Вольга Казахстан» за возможность посмотреть фильм в казахстанском кинопрокате.

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *