Сначала отдых, потом работа

Куанышбек Жакпаров.

Спустя год после появления «Бизнеса по-казахски в Америке» вышла новая часть кино-влога Нурлана Коянбаева и компании. Они снова по большей части отдыхают, а затем чуть-чуть работают, выдавая это фильм. Вопрос: есть ли какой-то прогресс по сравнению с американскими приключениями?

На первый взгляд, кажется, есть. Новый фильм не вызывает такого раздражения, как его предшественник. Причина в том, что самый раздражающий элемент по имени Еркош перестал быть таковым и стал попросту скучным. «В Африке» он представлен как собирательный образ всего плохого, с чем ассоциируются приезжие казахи периферии – невежество, наивность, трусость, стремление к лёгким деньгам, которые герой пытается наварить на пару с родственником Бакдаулетом.

Фильм начинается в Дубае, куда Нурлан Коянбаев поехал отдыхать на деньги спонсоров. Они, очевидно, попросили его взять с собой съёмочную команду, чтобы перед праздниками заработать денег на следующую поездку. Куда – делайте ставки. Я ставлю на Новую Зеландию.

В общем, Жомарт (Коянбаев), чтобы случился сюжет, в свадебное путешествие берёт родственников. Его новоиспечённая жена иногда недовольна этим, но что поделать. В отеле, наверняка заплатившем за рекламную интеграцию, компашка знакомится с неким африканцем, который торгует чаем из Кении по два доллара за килограмм. У Бакдаулета созревает план, как можно поднять көп ақша. Однако, «принц» оказывается не тем, за кого себя выдавал, Бакдаулет с Еркошем пропадают на африканских просторах, но успевают позвонить Жомарту и попросить о помощи.


Твое лицо, когда отрывают от отдыха и заставляют работать.

О сценарии фильма не заботились вообще, поэтому можете смело выкинуть первый час. Он насыщен типичными покатушками на роскошных машинах по Дубаю, видеовставками караоке-баров и игр года эдак 2005 (судя по качеству картинки), а также несмешными шутками и их повторами. Понятно, что юмор ‒ вещь субъективная, но этот «шедевр» точно сойдёт за проверку вашего умственного развития. Как, впрочем, и абсолютное большинство современных казахстанских комедий.

Что же до остальных 30 минут, то здесь есть забавные моменты, но они перемешаны с моментами, когда Коянбаеву дают ногой под зад ‒ видимо, специально для аудитории, на которую рассчитана серия «Бизнес по-казахски». Ничего примечательного. Идём дальше.

Хотя, куда дальше-то? Это всё – снова ленивая комедия, которую писали в перерывах между коктейлями, походами в клуб и поездками на «Bentley». Не старался абсолютно никто. Например, оператор, кажется, снимал «с рук» без стабилизатора, а монтажёр, поленился найти в банках бесплатных футажей видео с прилетающим самолётом в качестве выше 240p. Про сценарий и актёрскую игру и говорить нечего. От игры Коянбаева и Байжанбаева не морщишься, но при появлении на экране других героев ‒ приходится. Типичное казахстанское коммерческое кино. В самом плохом смысле. Других смыслов пока не существует.

А теперь, чтобы сложить более целостную картину, необходимо сравнить «Бизнес по-казахски в Африке»… с фильмом. Например, «Эйс Вентура: Когда зовёт природа». Он тоже снимался в Африке, тоже обыгрывал темы обычаев аборигенов, но в отличие от казахстанского трэвел-влога, там был Джим Керри на пике формы. Его талант, а также хорошие шутки с правильным использованием элементов клоунады сделали фильм по-настоящему веселым. Персонаж Керри тоже идиот, но идиот добрый, толковый. Он хорошо разбирается в деле розыска и спасения животных, и параллельно смешит зрителя забавными ситуациями, в которые либо попадает, либо устраивает сам. В помощь ему – продуманный сценарий.


«Ммм, какой толстенький, как было бы хорошо его…взять в мужья», ‒ думают окружающие женщины.

В нашем же случае имеются два скучных идиота, которые каждой репризой будто вымаливают у зрителя эмоции: «Ну, посмейся, пожалуйста, заклинаю тебя. Ты ведь тоже из Кызылорды, Каскелена и т.д. Тебе же это знакомо, ты и сам такой». Ничего против приезжих не имею, но создатели «Бизнеса» совершенно не трудились над созданием героев, не прорабатывали каждую шутку в симбиозе с сюжетом. Рамазан Амантай и Смагул Кажет, даже если их сложить в одного актера, не дают и половины той экспрессии, которую дает условный Джим Керри. Наши киноделы просто съездили вместе отдохнуть, зритель оплатил поездку, а через два-три месяца фильм выложат в свободный доступ на YouTube, чтобы не тратиться на диски, которые никто не купит. Создатели это прекрасно знают.

В итоге, на экранах страны снова люди, которые не вкладывают в фильмы ни капли труда, но получают прибыль, просто потому что их аудитория когда-то смеялась над реально смешными шутками от команды КВН «Казахи». Так как мы можем говорить о развитии киноискусства, если впускаем в него всех подряд? Можете про советскую власть говорить что угодно, но в эпоху СССР без таланта и образования никто не попадал на съёмочную площадку! В результате мы имеем комедии Гайдая, Рязанова, Данелии, Меньшова, которые не то что мои родители, я-миллениал готов пересматривать раз за разом. Потому что смешно, потому что вложили душу, а не стремились профинансировать очередной отпуск. В этом причина того, что мы до сих пор под Новый год смотрим советскую «Иронию судьбы», а не бекмамбетовский рекламный буклет.

Бесполезно просить Деда Мороза или молить Богов, чтобы это мракобесие наконец закончилось, чтобы люди перестали тратить на это якобы кино то немногое, что у них ещё не отняли. Этого не случится. И все же хочется, чтобы 2019 год стал лучше уходящего, чтобы качество сценариев, актёрских перфомансов, самих людей в индустрии выросло. Плохое ведь не может длиться вечно. Именно с этой надеждой я хочу войти в Новый год. Всех с наступающим!

 

Благодарим компанию Sulpak Cinema и кинотеатр Bekmambetov Cinema за приглашение на предпоказ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *