Игра, стоившая свеч

Евгений Лумпов.

Полнометражный дебют режиссера Елены Лисасиной вот-вот покинет казахстанские кинотеатры. Неплохая рекламная компания обеспечила фильму довольно серьезный прокат. И это хорошо, поскольку «Финансист. Игра на вылет» ‒ не тот случай, когда «гремит лишь то, что пусто изнутри».

Отечественный кинематограф мало-помалу начинает соображать, что снять фильм еще не значит продать его людям, и рассчитывать лишь на голод, вызванный дефицитом – трюк малоэффективный. Тем более, что количество премьер растет, но в качество пока не переходит, а значит, чтобы выделиться из свадебно-тойской массы, недостаточно одного лишь постера в кинотеатре и трейлера в интернете. О «Финансисте» писали довольно много, даже говорили по ТВ. Пиар, конечно, традиционный, но действенный. Одно интернет-издание даже предложило своим читателям посмотреть десяток лучших фильмов о «волках с Уолл-стрит», дабы, видимо, зародить робкий вопрос: неужто и наш выйдет достойным такого ТОПа?  Чтобы ответить на него, стоит методично препарировать фильм и подробно проанализировать.

Почему бы не начать со сценария? Это зона смешения решений ‒ удачных и не очень. История о превращении талантливого счетовода в акулу бизнеса после попадания под крыло к более успешному товарищу несколько контрастирует со сложносоставным названием, звучащим так, будто это, по меньшей мере, сиквел ранее рассказанной истории. Помните «Уолл-стрит: деньги не спят»? У фильма Елены Лисасиной нет предыстории о похождениях Гордона Гекко, он просто пытается интриговать зрителя, поскольку режиссер ступает сразу на две непопулярные территории: нетронутой ранее темы и кино социальной направленности…

Не секрет, что казахстанское кино резко поляризовано. На одном полюсе собрались хохмачи и балагуры, исправно ваяющие на экране образ сказочной страны, в которой балом правит плоский юмор. На другом ‒ блюстители серьезного авторского кинематографа: от столпов «новой волны» до «партизан». Где-то посредине, в районе проблемного кино без художественных изысков притаились фильмы Жанны Исабаевой и единичные всплески активности вроде «Шестого поста» и «Когда ангелы спят». Роднит эти фильмы стремление авторов высказаться и обилие болезненных тем в одном флаконе.

Выбрав главной темой круги большого бизнеса (затронув при этом проблемы рэкета, финансовых махинаций, манипуляций общественным мнением и т.д.), Елена Лисасина сыграла на поле, где можно от души нарубить правды и при этом шагнула за пределы рафинированной драмы, замешав в сюжет полноценные элементы триллера. Местами даже психологического. Это существенно расширяет зону фарватера для такого рода фильмов, позволяет привлечь внимание более широкой аудитории. И было бы совсем хорошо, если бы эксперимент удался на все 100, но этого, к сожалению, не произошло.

Сюжет «Финансиста» изобилует тщательно прописанными перипетиями, есть даже как минимум один «вот это поворот!», но при этом в наличии здесь и довольно досадные упущения. Пример: когда Руслан, собирается провернуть акцию спасения через народное IPO, ему почему-то легко соглашается помочь соратник заводчанина Болата Темировича, хотя эпизодом ранее он ополчился на парня за «подставу». Где состоялось это примирение? За кадром. Там же мотивация главного Босса, процесс становления героя, развитие его отношений с девушкой и т.д. Не все из этого закадрового смертельно, но для глубины истории все-таки желательно.

Подтачивает крепкую конструкцию картины и ее форма. По большей части изобразительные средства здесь исключительно функциональны, каких-то диковинных решений не содержат, а примечательный эпизодический монтаж в духе раннего Гая Ричи динамики фильму совсем не прибавляет. Кажется слабоватой работа над цветокоррекцией: учитывая то, какая значительная часть фильма происходит в темное время суток, над этим моментом стоило бы поколдовать усерднее. Замечена так же любовь режиссера к крупным планам лиц, и все бы ничего, если бы каждый второй не являл собой взгляд исподлобья. История напряженная сама по себе и демонстрировать зрителю серьезность намерений героев именно таким способом, пожалуй, излишне.

Впрочем, эти взгляды исподлобья порой действительно хороши. Да, некоторые герои второго плана выглядят откровенно слабее, чем голос Каната Торебая по телефону, но общей картины они не портят. Уверенно воплощают своих персонажей представители опытной гвардии Алдабек Шалбаев и Бахытжан Альпеисов, свежо и приятно смотрится на экране дебютантка в большом кино Карина Жумалиева, абсолютно блистательный перформанс выдает Филипп Волошин, по сути, в одиночку воплощая все антагонистические силы вместе взятые.

Но есть главные герои, и о них стоит поговорить отдельно. Налицо парадокс, но парадокс эффектный: новичок Чингиз Капин вчистую переиграл более опытного коллегу Асылхана Толепова. Такое наблюдается в кино сплошь рядом – отрицательный персонаж прописан глубже и исполнен ярче, протагонисту же остается просто быть хорошим. Вопрос снова к сценарию. Мотивация Руслана носит ситуативный характер, он лишен стержня, движущей силы (доброта не в счет) и, в конце концов, теряет часть процесса трансформации за музыкальными вставками. К тому же Асылхан Толепов неплохо справляется лишь с эпизодами растерянности и неуверенности и выглядит неубедительно в сценах, где следует проявить силу характера. Чего не скажешь о Капине. Ярко мелькнув в прошлогоднем «Неделимом», он отлично справился и с ведущей ролью. Искренне впечатляет работа актера над персонажем: есть индивидуальность в манере держаться, в пластике, есть тонкие штрихи к портрету. Но даже это не главное: в отечественном кино наконец-то появился молодой актер, играющий изнутри – глазами, лицом, не перепрыгивающий с крика на шепот, а мастерски владеющий движением и звуком. Последняя сцена с участием Капина и Волошина – бриллиант фильма – безмолвная, напряженная, эмоциональная.

Тем обиднее кажутся отдельные болячки фильма, подцепленные от всего нашего кинематографа: вставки клипов, монтажные клише, пустые сцены, нарушение логики поведения героев и т.д. Всеми своими положительными качествами фильм словно борется с этими огрехами, отстаивая право режиссера на полновесное высказывание. И, в общем-то, побеждает, но для разгромной победы ему не хватает громкости в формате +18. Речь не о демонстрации девиантного поведения, а о более детальной прорисовке того мира, показать который отважилась Лисасина. В душе аплодируя фразе «пока Темирович жив, у нас все будет хорошо», понимаешь, что режиссер где-то наступила на горло собственной песне, ибо громче пока нельзя. Потому что «в этой, сука, стране» любого режиссера могут легко записать в «позорящие».

«Финансист. Игра на вылет», при всех своих огрехах, кино достойное. Съемка, пиар, прокат – игра, определенно, стоила свеч. Редкое явление для наших широт. Аплодирую.


2 комментария(-ев)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *