Псевдосоциальная реклама

Куанышбек Жакпаров.

У казахстанского кинематографа вошло в традицию делать фильмы исключительно трех жанров: криминальные драмы, комедии про приезжих из других регионов и исторические полотна про кочевников. Фильм «Заклятие оракула» снят в жаре психологического триллера.

А теперь, прошу извинить меня за использование слова «фильм» в отношении этого псевдосоциального рекламного ролика, который решили прокатить по кинотеатрам страны.

Главным персонажем зрелища длительностью 90 минут является разработчик сайтов, который приехал в Алматы по работе. Помимо основных заданий, работодатель поручает ему взломать почту дочери и посмотреть, чем она занимается, ведь та круглыми сутками сидит в своей комнате и «чатится» с кем-то. Это подозрительно. Приезжий простачок, не требуя дополнительной платы за нелегальную деятельность, соглашается и натыкается на сайт bluewhale.kz («синий кит.кз»). Его взламывают, потому что человек, свободно обращающийся с компьютером, почему-то не знает про VPN, Tor, антивирусы и прочие средства безопасности. Тут-то и становится ясно, о чём, собственно, этот ролик.

На моей памяти был лишь один фильм, который точно так же фокусировался на теме, что никогда не потеряет актуальности у неадекватных родителей, коим промыли мозги разного рода телеканалы, ставящие знак тождества между компьютером и злом. Назывался он «Глитч» и демонстрировали его на фестивале короткометражного кино «Байконур» в прошлом году.


Приблизительно такие эмоции от здешнего саундтрека: лучше послушать как «человек-сосед» в восемь утра начинает делать ремонт.


В свою очередь «Заклятие оракула» повествует о том, что интернет способствует росту численности самоубийц среди детей, их вступлению в разного рода секты, или, на крайний случай, их отъездам на войны на стороне террористических групп. Он не о том, что некоторые люди легко внушаемы или достаточно глупы, чтобы на такое клюнуть. Он о том, что интернет является злом, потому что там есть «синие киты», о которых уже год как все благополучно забыли. Этим тезисом «фильм» пытается прикрыть своё крайне низкокачественное исполнение, по которому отстаёт даже от российских любительских фильмов, заполонивших YouTube.

Создателям «Заклятия оракула» был настолько безразличен результат, что ни о какой глубине сюжета и атмосфере даже говорить не приходится. Фильм шаблонный абсолютно во всём – в операторской работе, монтаже и музыке. А уж про сюжет и актёрскую игру лучше забудьте напрочь.

Сюжет, если его можно считать таковым, здесь не работает вовсе. «Особо одарённый» главный герой абсолютно не запоминается: за спиной у него нет ни интересной истории, ни увлечений. Он ‒ утрированная функция, интерес к которой теряется уже к десятой минуте. Остальные персонажи, вроде его девушки, которая здесь исключительно ради рекламы своей страницы в Инстаграм или Азиза Бейшеналиева, который всё чаще стал «влипать» в подобные «шедевры» ‒ под стать. Их выразительность на уровне энтов из «Властелина Колец».

Казалось бы, вроде психологический триллер, который должен держать в напряжении, но это у него совершенно не получается, в связи с отсутствием всякой выразительности. Неблагодарное дело, конечно, но давайте сравним его с качественным представителем жанра. Например, с фильмом Дэвида Финчера «Игра».

В начале фильма нас знакомят с героем Майла Дугласа, демонстрируют его высокомерие, выстраивают образ типичного человека с вершины. Актёрская игра хороша, характер проработан, а сюжет сбрасывает героя с этой вершины, заставляя пройти через смертельно опасные погони и злоключения по ту сторону американо-мексиканской границы, где он оказывается никем без документов. Герой переживает весь спектр человеческих эмоций и, сыграв в тщательно спланированную специалистами игру, трансформируется в другого человека.


— Что я здесь делаю?

— У меня тот же вопрос. Лучше бы сидела и ела бургер в новом кафе вайнеров.


Но то – Финчер. А здесь у нас просто план того, как горбатый дружок главного героя хочет отобрать его девушку, подставив и посадив в тюрьму на пару десятков лет. Пойти на улицу, в клуб или в книжный магазин, чтобы познакомиться с девушкой ‒ не вариант – обязательно надо взламывать компьютер фирмы, у которой весь софт пиратский, договариваться с работодателем, психами, нанимать специалиста по контекстной рекламе, чтобы фальшивый сайт был первым в Google и т.д. Многовато мороки ради девушки, которая даже не может выговорить «запечённая рыба».

В итоге, совершенно не понятно по какому принципу прокатчики выбирают себе фильмы. Неужели в Meloman Entertainment сочли данное видео достойным проката в кинотеатрах, где полным ходом идут «Мстители» и «Остров Собак»? И после этого они еще винят кинообозревателей и кинокритиков в том, что тем не нравится отечественный продукт, дескать, те «зажрались». Ну да, отрицательные рецензии не потому что нам выдают низкопробный продукт ‒ просто пресса плохая. Кажется, слово «логика» напрочь потеряло смысл в отечественной киновселенной.

Данному «шедевру» с бюджетом две банки малинового варенья, один пневмат и четыре резиновых ножа нет никакого оправдания. Деньги от product placement с автозаправками Royal Petrol, кинотеатром Chaplin в Mega Park и «кочалкой» World Class, очевидно, на производство не пошли. Даже студенты-первокурсники не снимают настолько топорно. Актёрам абсолютно всё равно что они говорят; музыка, а-ля generic dark/drama глушит реплики; сюжет написан лишь для того, чтобы в конце можно было вклеить число жертв «синего кита». Невольно возникает вопрос: если создателям было наплевать на фильм, то почему нам не должно быть?

 

Благодарим кинотеатр Lumiera Cinema и компанию «Meloman Entertainment» за приглашение на предпоказ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *