RE-анимация истории: как устроен хороший анимадок

На фестивале документальных фильмов Qara ожидается большая премьера. Анимационный документальный фильм «Побег» Йонаса Поэра Расмуссена удостоился гран-при в Санденсе (2021) и имел сразу три номинации на Оскар. Иван Ардашов тезисно разобрал, какие художественные решения позволила реализовать анимация в этом доке.

Анимадок в последнее время становится все более востребованным. Этот вид анимации подразумевает упрощенное воспроизведение реальности, которое, взаимодействуя с документальной первоосновой, дает эффект синергии, где анимационная составляющая выделяет важное, позволяя авторам выдергивать из реальности элементы, тесно взаимодействующие с главенствующими темами историй.

«Побег» рассказывает историю Амина, беженца из Афганистана, который вынужден скрывать свою личность ради защиты себя и своей семьи.

Показательна с точки зрения режиссуры уже самая первая сцена фильма: герой пытается найти место в кадре, он оказывается то ниже, то выше, действуя по указке режиссера. В этой сцене лаконично описана главная тема фильма: с помощью такого простого приема показано состояние человека, ищущего место в этом мире, идущего по чужим подсказкам, пока он сам не находит «идеальное» положение.

Анимированные сцены, демонстрирующие прошлое и настоящее Амина, сопоставляются с архивными кадрами. Это создает уникальное пространство, где персонажи перемещаются между тем, что было, тем, что они помнят, и тем, что они чувствовали.

Анимационный формат выполняет несколько функций:

  • экранный образ помогает скрыть личность героя, что дает ему возможность говорить открыто, не боясь быть узнанным в широких кругах.
  • реконструкция средствами анимации позволяет показать события прошлого, не имеющие в качестве иллюстраций архивного материала.
  • художественное осмысление особо эмоциональных сцен визуализирует те воспоминания, которые остались в подсознании героя в виде кошмара и смутных образов.

Анимация «Побега» выполнена в лимитированном формате: небольшое количество кадров в секунду с акцентом на эмоции и позы персонажей, временами перебивается спокойными сценами природы и мира, необходимыми для осмысления происходящего не только героем, но и зрителем.

Фильм умело манипулирует двумя техниками анимации: одной, приближенной к реализму, и другой ‒ экспрессивной. Такой подход не только углубляет понимание внутреннего мира героя, но и вовлекает зрителя, создавая ощущение личной причастности к происходящему. Недосказанность, встроенная в изображение, предлагает зрителю заполнить пробелы собственным воображением, превращая его в активного участника.

Дополнительным аспектом режиссуры являются переходы между этими двумя стилями анимации. Они отражают беспомощность героя перед потерей контроля над привычной действительностью. Так же, как и в жизни героя, переходы происходят плавно, но неизбежно: окружающий мир меняется, но Амин неспособен повлиять на эти изменения.

кадр из фильма

Особенно интересно использование холодной цветовой гаммы во время экспрессивных эпизодов. Оно помогает осознать, насколько глубоко герой зарыл переживания в своем подсознании. Редко мы обсуждаем идею ужаса в контексте анимации. Ведь анимационному фильму сложно напугать зрителя в буквальном смысле. Однако создание глубинного, проникающего ужаса ‒ это то, где анимация может похвастаться своей силой. Именно этим авторы фильма и пользуются, осуществляя плавные переходы между стилями и подчеркивая беспомощность героя перед лицом неизбежного.

В фильме реализован принцип «меньше ‒ значит больше». Именно в простоте анимации лежит ее сила, позволяющая зрителю сосредоточиться на главном, ‒ на персонажах и их эмоциях, на пространстве между реальностью и воспоминаниями, между сном и кошмаром.

Еще одним приемом, использование которого удивило меня, стал монтажный принцип «jump cut». Это вид монтажной склейки, в котором два последовательных кадра одного и того же объекта снимаются с немного измененной позиции камеры или даже с точно таким же ракурсом. Jump cut создает эффект прыжка во времени, манипулируя экранным временем внутри пространства и фрагментируя его на части в рамках одного эпизода. Этот прием представляет собой течение времени в резкой, обрывистой форме, что привлекает внимание к сконструированному характеру фильма. Если упрощать, то движение в анимации происходит на стыке статичных кадров.

В игровом кино «jump cut» давно стал привычной техникой, однако в анимации его использование рождает новые ощущения – ощущения небольших рывков, которые усиливают восприятие переживаний героя. Этот неожиданный монтажный прием делает привычное новым, привнося свежий взгляд на анимационные техники и углубляя впечатление от истории.

Говоря о цветовом решении фильма, можно выделить стандартный, но не менее выразительный прием – работу с насыщенностью и температурой. При первом просмотре они даже не бросаются в глаза, будучи органично вписаны в пространство фильма. Цвет почти всегда остается чистым, хоть во многих эпизодах и уходит в серость, а визуальное напряжение создаётся светом так, как это могло быть сделано в игровом фильме.

В целом же фильм использует классические стилистические решения европейской анимации: цветной фактурный лайн, минималистичные в деталях, но реалистичные по форме задники. Это позволяет сохранить меру условности, когда анимация без лишних изысков и классических диснеевских приёмов, являясь формой произведения, дает возможность рассказать личную и пугающую историю.

«Побег» ‒ прекрасный пример того, как анимация может быть использована для усиления и углубления восприятия зрителем документального сюжета. Это еще раз доказывает, что анимация ‒ это не только средство развлечения, но и мощный инструмент для передачи глубоких и сложных идей, эмоций и переживаний.


 

Иван Ардашов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.