«Бука»: глас вопиющего в тайге

В прокате странноватый мульт, который сюсюкает со взрослыми и плещет в детские бутылочки «серьёзные щи». Разбираемся: бяка ли «Бука»?

Анимационная история «Бука – моё любимое чудище» ‒ старая сказка на новый рендер. Не сказочно хорошо, но и не чудовищно плохо. Её главная проблема – в самоопределении. Фактор важный, хотя и малозаметный.

Четыре года под чутким взором Сергея Сельянова режиссёры Виктор Глухушин и Максим Волков трудились над своим новым мультфильмом. Угодить, вероятно, пытались не только ему, и оттого история о принцессе Варваре, которая нашла любовь не там, где искала, здорово недобрала национального колорита. Зато добрала иностранных зрителей – летом 2021 года прошло сообщение том, что «Буку» покажут 97 стран мира.

Универсальный сюжет о сбежавшей невесте легко укладывается и в традиционный русскоязычный культурный контекст, и во многие другие. Даже на скорости х2 здесь легко уловить мотивы «Аленького цветочка», «Красавицы и чудовища», серии сказок Александра Волкова, романских историй о гаргульях et cetera, et cetera…

Под стать смысловой слоёнке – визуальная: поклонников «Холодного сердца» «Бука» точно не поразит оригинальностью исполнения. И качеством. Как многие мульты догоняющих кинематографий он куда лучше на паузе, чем в динамике. Попытка замешать царские палаты с киберпанком засчитывается, но индивидуальности работе не прибавляет.

Словом «Бука», подобно своей главной героине каждым кадром рвётся туда, где его, возможно, совсем не ждут. Или ждут не те.

И всё же работа видна. Создатели попытались дать зрителю интересных (хоть и шаблонных по амплуа) персонажей и наделить простую историю важными мыслями. Правда и тут вышла палка о двух концах. С одной стороны, мультфильм, на фонетическом уровне будто бы обращается к тем самым +6 из первого титра: «Лампуля», «Букачка», «зайчишка». С другой – берет как стержневую – историю пубертатно-романтическую, изобилующую слэнговыми выражениями и шутейками. Да еще и серьёзные взрослые вопросы подспудно миксует, каждый из которых актуален. Вот лишь несколько, рёвом летящих над тайгой:

  • Стоит ли доверять розовым россказням в мягкой обложке, стремясь обрести личное счастье?
  • Где пролегает грань между искренней заботой и высокотоксичной гиперопекой?
  • Верно ли судить о человеке по внешнему виду?
  • Как быть благодарным ребенком для Матери-природы?
  • Кто вправе, по Горькому, гордо зваться человеком, если у роботов и чудищ подчас больше эмпатии, чем у homo sapiens?
  • И, наконец, доколе будет в этом мире: «Государственное – значит моё»?

Весомые? Безусловно. Но языком сюсюканья такого не объяснить. Оттого все и расслаивается. Если вам +6 (и вы этого никогда не прочтете), то вас привлекут симпатичные персонажи и простые перипетии. Если +10 – сможете на 1,5 часа «отпустить и забыть» Эльзу и посопереживать Варваре и Буке. Если +18, то кто заманил вас в кинозал? Если еще старше, да еще с критическим мышлением и каким-никаким зрительским опытом, то вы финальные твисты раскусите, и будете пытаться сопрячь все визуальные и смысловые пласты этой истории. А может быть даже углядите какие-то свои. Кто знает, кем покажется вам главный антагонист Шишек – нелегитимный правитель, стремящийся при помощи богатого природного ресурса родины и человекоподобных роботов захватить мир? Волков звал его Урфин Джюс, например.

Удача мультфильма в том, что вопросов морально-этических, над которыми можно поразмышлять как в одиночку, так и в компании детей в нём все-таки побольше, чем вопросов к логике происходящего. А тех, поверьте, тоже немало. Например:

  • Почему царь-конструкор, способный «из пахучих завитушек, стружек и колечек» собрать себе дворецкого не может дать отпор невооруженному выскочке?
  • Почему вся череда конфликтов порождается человеческой глупостью, а разруливается высшей силой?
  • И по какой вообще парадигме в этом мире действует Царица-тайга?

Это так – с верхушки айсберга. У основания же простая история, важные темы, добротные актерские работы и графика, которая стремительно стареет.

К кому обращался «Бука»? Кажется ко всем. До кого дозвался? Хорошо бы хоть до кого-нибудь. Ведь, как сказал однажды Мирон Фёдоров: «Если ты дружишь со всеми – ты не дружишь ни с кем». «Бука» не чудище, и ему, однозначно нужны друзья из числа тех, кто любит читать между строк, думать, интерпретировать и объяснять. Возможно, это сделает его в итоге человеком.

Редакция благодарит дистрибьютора ‒ компанию «Вольга Казахстан» за возможность 
посмотреть фильм в казахстанском кинопрокате.

 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.