Заложник тривиальности

Классика фольклора столкнулась с трендами современности, и случился «Кощей. Похититель невест», который создатели позиционировали как семейный. Рассказываем, получилось ли.

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья —

И зло наскучило ему.

М. Ю. Лермонтов, «Демон»

 

В кадре сказочная нечисть. За кадром – опытные актеры. У штурвала опять Сельянов сотоварищи. В нашем прокате мульт про Кощея. С первых же кадров он смущает. А вот чем именно – ясно осознаешь к последним. Но, как ни странно, смотреть это особо не мешает.

И секрет этого «не мешает», кажется, прост: создатели выполнили свое обещание и сделали мультфильм для всей семьи. На простую историю любви, что легко описывается формулой «Красавица и Чудовище» слоями ложатся месседжи под каждую аудиторию: от ребятни +6 до их родителей +36,6. Теперь по порядку.

История о Кощее, что искал свою любовь, детям может «зайти» простотой вокабуляра, непритязательным юмором от т.н. «разрядного персонажа» Колобка и яркой рисовкой. Герои бегают, дерутся, шутят, падают – все по делу. Если не придираться к хромой как пират Сильвер логике поведения отдельных героев (колдуньи Мары, Бабы Яги и др.), то сюжет вполне удовлетворяет нехитрым запросам детской аудитории. Тем более что замешан этот самый сюжет на всем известных фольклорных героях.

Если вы постарше и позаумнее, если шарите в трехмерной анимации, ибо смотрели творения Disney, Pixar или на крайний случай DreamWorks, то качеством исполнения вас «Кощей» не зацепит. Он в этом явно проигрывает своим западным коллегам и местами смотрится как тест видеокарты от 3DMark на бабулиной «Винде». Ну, бывает. Москва не сразу рендериласть, а тут – тридевятое царство и мрачная субурбия. Зато можно приценить социальные роли, которые только что выучил при помощи любимых блогеров. Кощей – явно представитель новой маскулинности, Колобок – новой искренности, Варвара – само собой ‒ эмансипе, Царь Горох – ретроградный душнила и так далее. Типажи и впрямь резонируют с повесткой и в каком-то смысле плюсуют к актуальности.

Наконец, тем, кто на опыте, вероятно, может доставить удовольствие и то, как создатели словно Fruit Ninja шинкуют в повествование известных персонажей, и то, как в эту смесь подкидывают ингредиенты для интеллекта выше среднего. Распознать сцену с чаплинским танцем булочек, сопоставить с повествованием, звучащую в мульте арию Демона из оперы Рубинштейна по поэме Лермонтова, понаблюдать микс гопака и капоэйры – это ль не эстетское маленькое удовольствие. Любителям социальных комментариев тоже будет, чем поразвлечься: Царь с «биполяркой», зеркало с пропагандистскими новостями и далее по протоколу: «скандалы, интриги, расследования».

«Кощей. Похититель невест» ‒ тот редкий случай, когда палили по широкой аудитории и местами, действительно, попали. Можно было бы закрыть глаза на уже названные недочеты, но, увы, у них есть предводитель и он велик: мультфильму, созданному на оригинальном фольклорном материале, как воздуха не хватает оригинальности исполнения. И дело не только в рисовке, которую даже в условиях 3D-мульта можно и нужно делать отличной от всего, что было прежде. Дело во вторичности характеров и типажей. Оттого Колобок до боли напоминает снеговика Олафа, Царь Горох – всех предыдущих дурковатых царей российской анимации постсоветской эпохи и т.д. Здорово, что сам образ Кощея инвертирован, показан как более сложный и отнюдь не отрицательный, но почему он исполнен как вампир-метросексуал? Наверное, для узнаваемости и продаваемости. При симпатичной стрежневой истории этого героя ему бы чуточку аутентичности добрать, но не случилось. Кстати, знаете, по одной из версий слово «кощей» происходит от тюркского «косчи» ‒ пленник, раб. Это ж какую философию можно накрутить! Заложник своей возвышенной мечты… И заложник авторской тривиальности…

То не был ангел-небожитель,

Ее божественный хранитель:

Венец из радужных лучей

Не украшал его кудрей.

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик — о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..

М. Ю. Лермонтов, «Демон»

 


 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.