ПУСАНСКИЕ БАТАЛИИ

АКБОТА БАЙКАДАНОВА.

На днях сеть заполонили фотографии, сообщения и видеоролики с хэштегом #ISUPPORTBIFF в поддержку Крупнейшего Азиатского Кинофестиваля — Пусанского. Мы решили узнать, что же произошло.

Руководство фестиваля опубликовало официальное письмо (см.ниже), судя по которому суть дела заключается в том, что Мэрия города Пусан оказывает сильное политическое давление на директора BIFF (Пусанский Международный Кинофестиваль) Ли Ён Гвана 이용관.

Скандал международного уровня начался с того, что Ли Ён Гван попал под прессинг со стороны правительства Пусана, еще в 2014 году, когда на XIX Пусанском кинофестивале допустил к показу картину 다이빙벨 («Водолазный колокол». Также фильм носит название: «The Truth Shall Not Sink With Sewol» / «Вместе с кораблем Севоль не должна потонуть и правда») Режиссеры: Ahn Hae-ryong (Ан Хэ-рён), Lee Sang-ho (Ли Санг-хо).

Картина «Водолазный колокол» основана на реальных событиях и демонстрирует кадры неудачной спасательной операции парома Севоль (апрель 2014г.), в результате которой погибло более 300 человек, большинство жертв из которых были школьники и подростки, отправившиеся на экскурсию, а чуть позже погибли и шестеро спасателей-ныряльщиков. Фильм стал первой картиной, проанализировавший обстоятельства трагедии. Несмотря на попытки запретить показ данного фильма, организаторы фестиваля сделали все возможное, что бы документальная лента была представлена широкой публике.

«Некомпетентность правительства частично послужила виновником трагедии ‒ такое предположение было выдвинуто в фильме и это же возмутило местных чиновников Пусана», ‒ заявила представитель кинофестиваля в Роттердаме ‒ пресс-секретарь Мелани Гудфеллоу, в словаха поддержки BIFF, опубликованных на официальном сайте https://iffr.com/

За упрек высказанный в адрес правительства, мэрия Пусана начала оказывать давление на Ли Ён Гвана, требуя изъять картину, запретить ее показ, грозя сокращением финансирования фестиваля в два раза, что равносильно его смерти. Ли Ён Гван отказался и с тех пор он находится под постоянным прессингом со стороны правительства. Чиновники требует его отставки. Также ему выдвинули обвинение в нецелесообразном использовании спонсорских фестивальных взносов, основываясь на данных аудита BIFF прошлого года, и теперь его ждут финансовые расследования.

Выдержки из официального письма, опубликованного руководством фестиваля 15 декабря 2015 года на сайте http://www.biff.kr/ :

«На прошлом Пусанском кинофестивале прямо накануне показа у нас потребовали запретить к показу фильм <다이빙벨> «Дайвинг бэлл» но мы отклонили его. После того, как закончился фестиваль, у Ли Ён Гвана – исполнительного председателя BIFF начались проверки администрацией Пусана, последовало сокращение бюджетных расходов, аудит. И в итоге 11 декабря в результате проверки аудиторов, прокурор выдвинул обвинения исполнительному председателю Ли Ён Гвану. Мы видим это, как очевидную политическую месть. После уведомления о результатах аудита властями было выдвинуто предложение: если глава фестиваля Ли Ён Гван уйдет со службы, то обвинение возбуждаться не будет…»

Далее в письме более подробно расписываются причины обвинения. В завершении руководство фестиваля благодарит всех людей, которые поддерживают Пусанский Международный кинофестиваль, и выражает надежду на объективное расследование.

«Кинофестиваль в Пусане является международным культурным событием, представляющим нашу страну. Мы должны защищать честь и гордость граждан Пусана и кинофестиваля. Мы верим в поддержку кинематографистов и в беспристрастное расследование. Спасибо».

«Сначала они требовали уволить людей, связанных с производством фильма, конечно же, Фестиваль отказал. Затем они потребовали изъять фильм, Фестиваль отказал снова. Потом начали урезать финансирование и изменять нормы фестиваля. Часть бюджета забрали. Затем они отправили бухгалтеров и выставили обвинения Ли Ён Гвану в финансовых нарушениях, ‒ прокомментировал Гервин Тамсма на официальном сайте кинофестиваля Роттердам, ‒ Было ясно, что это политическое давление и шантаж. В этом месяце совет будет решать, останется ли он или нет, насколько я знаю, они будут поддерживать его в фоновом режиме ‒ это будет стоить Ли Ён Гвану астрономических судебных издержек, чтобы защитить себя».

Фестиваль страдает от внешнего политического давления, и данная ситуация неприемлема для любого фестиваля, который ценит независимость, защиту слова и свободы кино. Поэтому логично, что прогрессивная мировая кинематографическая общественность, которая пропагандирует честное кино и с уважением относится к фестивалю, сейчас выступает в его защиту. Члены творческих сообществ собрались, чтобы выразить свою озабоченность по поводу Пусанского Правительства, оказывающего давление на директора BIFF Ли Ён Гвана. «I SUPPORT BIFF» – именно такое название получило мировое движение в поддержку Пусанского кинофестиваля, захватившее интернет пространство.

Хэштэг #ISUPPORTBIFF заполнен видео- и фотоматериалами, обращениями со словами поддержки от ведущих членов глобального кинематографического сообщества. Так на официальном Youtube-канале Кинофестиваля члены творческих сообществ собрались, чтобы выразить свое неравнодушие относительно данной ситуации с целью сохранить международный фестиваль в Пусане.

«Мы думаем, что это наша ответственность, наш долг, оказать моральную поддержку организации BIFF и свою приверженность к культурному выражению, которое является основой для любого кинофестиваля ‒ или должно быть основой для любого кинофестиваля в Европе, в Азии и во всем мире». Bero Beyer (Бэро Бэйер) ‒ Директор Международного Кинофестиваля Роттердам.

Среди тех, кто поддержал движение есть и казахстанские режиссеры: Адильхан Ержанов (режиссер фильма «Хозяева») и Ерлан Нурмухамбетов (режиссер фильма «Ореховое дерево»).

А мы напомним, что Пусанский Международный Кинофестиваль BIFF является Крупнейшим Азиатским Кинофестивалем и проходит он в Южной Корее, в одноименном городе Пусан. XX Пусанский Кинофестваль проходил с 1 по 10 октября 2015 года. Из стран СНГ в фестивале принимали участие и Казахстан с фильмами Жасулана Пошанова «Шлагбаум», «Ореховым деревом» Ерлана Нурмухамбетова, победившим в категории «Новые течения», а также документальным фильмом Адильхана Ержанова об истории казахского кино.

Из последних новостей касательно состояния Пусанского Кинофестиваля:

По данным сайта cine21, 23 января прошла пресс-конференция с представителями BIFF. В ходе конференции представители BIFF указали, что в этом году следует обратить особое внимание на то, как сохранить независимость кинематографа и защитить свободу слова. Также необходимо понять, что политическое давление в настоящее время доминирует по всей Южной Корее, так что это положение является серьезным вопросом не только для кинофестивалей, но и для любой производственной организации, финансируемой правительством.

Насущной проблемой оказалось то, что срок полномочий исполнительного директора Ли Ён Гвана составляет три года с февраля 2013 года, что значит, что его правление уже заканчивается. Переизбрание нового исполнительного директора также несет за собой риски (иначе говоря, Правительство может взять фестиваль под свой контроль). Ряд международных кинофестивалей выступил в совместном заявлении в защиту BIFF, среди них Международный фестиваль документального кино DMZ, Международный фестиваль фантастических фильмов Puchon и др.

«Кино является общественным благом для тех, кто любит делиться им, и должно решительно противостоять любой форме внешнего давления, нарушающего автономию и независимость Международных кинофестивалей. Мы добьемся того, чтобы обвинения прокуратуры против исполнительного директора Ли Ён Гвана были немедленно сняты» ‒ подчеркнули на конференции. Также в статье указано, что поддержка, поступающая через сообщения и видео-послания от международных режиссеров во имя независимости и свободы кинофестиваля Пусана является горячей темой обсуждения в Южной Корее.

Акбота Байкаданова

Режиссер-документалист. Переводчик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.