Ставка на атмосферность.

Зарема Ертай.

В каждом жанре есть свои победители, фавориты, любимчики, аутсайдеры и тёмные лошадки. О последних мы как раз и поговорим.

Отбросьте холодный скепсис в сторону и попробуйте открыть для себя новое кино. Атмосферное. Конечно, как такового, его не существует. Нигде в аннотации к фильму не пишут – «атмосферный». Однако, именно такое кино заслуживает особого внимания.

Итак, какое же оно «атмосферное кино»?

В первую очередь, живое, настоящее и достоверное. Живое, в полном смысле этого слова, как сама жизнь ‒ непредсказуемая и монотонная, красивая и не очень, интересная, а порой скучная, но главное настоящая. Атмосферное кино не гиперболизирует реальность, не сгущает краски, а показывает ровно столько, сколько есть на самом деле. Ведь если оглянуться вокруг, мы найдем в жизни и комедию и трагедию. Поэтому в атмосферном кино темы, которые поднимает режиссёр просты, обыденны и до смешного узнаваемы. Юмор в данном кино является логическим следствием, ведь в жизни случается много курьёзов.

Во-вторых, атмосферное кино ‒ это всегда заслуга режиссёра, потому что создать некое пространство, поместить в него персонажей и заставить зрителей поверить в эту картину ‒ это большая работа. Актёры также вносят большую лепту в создание фильма. Некоторые подумают, что в любом кино актеры делают половину работы, но в атмосферном нужны максимально правдоподобные и живые персонажи. Они имеют право на внешние недостатки, дефекты речи и прочие несовершенства, которые не сильно приветствует коммерческое кино. Актер в атмосферном кино ‒ это прежде всего личность, которая и после команды «Стоп! Снято!» остается интересным человеком, за которым приятно наблюдать.

И третья особенность, что отделяет данную категорию от остальных ‒ это сюжет. Он как правило, не имеет стандартной системы построения драматургии. Сюжет, скорее напоминает, отрывок из жизни определённого персонажа. Не ждите накала страстей, кульминации или развязки, а просто погрузитесь в заданные обстоятельства и почувствуйте запахи, время и место со всеми прилагающимися тактильными ощущениями. Сценарии в «атмосферном» жанре подобны чуду. Ведь если вкратце рассказать сюжеты, нормальные люди махнут рукой, но благо режиссёры разглядели в них свою прелесть и сейчас мы имеем возможность смотреть это экспериментальное кино. Например, фильм «Социальная сеть» напичкан репликами и сложной терминологией. Это один мир. А есть другой, например чешский бюджетный арт-хаус. Но, ни то, ни другое кино не называется атмосферным. Сценарий для «атмосферных» фильмов подразумевает полную достоверность событий с долей абсурдности и бесполезностью некоторых реплик. Именно, бесполезность некоторых деталей и заставляет меня забыть о своём местоположении и времени, и  может поэтому, они, как раз, не такие уж бесполезные.

При всей предсказуемости голливудских фильмов, я не воспеваю здесь грязные социальные фильмы, что крутят на фестивалях. Такие, где, например, индус живет в криминальном районе Парижа или падчерицу насилует отчим. Казалось бы, вот тебе атмосфера. Правда, неприятная, но все же. В данном случае это атмосферой не считается. Как и длинные панорамы степи на фоне домбры, детского плача и блеяния баранов. Как фильмы Роя Андерссона, Бернардо Бертолуччи и прочих европейских художников «опередивших своё время». Как многие фестивальные фильмы, что сжимают виски зрителя долгими кадрами без диалогов. Это не есть та атмосфера, о которой говорилось выше.

Отбросив в сторону понятный Голливуд, непонятную Европу и неприятную Азию, в сухом остатке получаем тех самых тёмных лошадок кинематографа. Некоторые из них все-таки получили награды и признание зрителей, но однако без громкой огласки.

Опережая возмущение, замечу, что не все фильмы, созданные в США заранее понятные и шаблонные – это не так. Многие по-настоящему хорошие фильмы были созданы как раз американскими режиссёрами вроде Милоша Формана, Дэвида Финчера, Квентина Тарантино, Вуди Аллена и других. Не будем обобщать и европейцев: Том Тыквер, Френсис Форд Кополла и прочие не заслужили такой оценки своих работ. Именно эти режиссеры не войдут в этот список, ведь мы говорим не о любимчиках и общепризнанных фаворитах, а о тех, которых забыли или не заметили. Также в этот список не войдут европейские и азиатские извращенцы, а также классики-основатели кинематографа. Кино из ниже представленного списка не сотрясает воздух, не кричит, а просто живет. Как настоящий живой организм, что дышит, ест и спит. Именно такое кино и есть атмосферное, а вот и сам список:


«Безумный спецназ»

Фильм, с низким рейтингом на «Кинопоиске», но тонким чувством юмора и иронией над Америкой времён хиппи, войны во Вьетнаме и не только. Кто-то увидит просто комедию, а кто-то скрытую сатиру.


«Парень из пузыря»

Комедия, которую нужно смотреть без особого напряжения. Коктейль из «Крупной рыбы» Бёртона, кислотной наркомании и грустного юмора с блестящей игрой Джейка Джилленхола.


«После прочтения сжечь»

Фильм-инновация в мире кинематографа. Потрясающая работа всей команды: от сценаристов до актёров. А главное идея. Именно такой юмор и является редким в наше время. Давайте его беречь.


«Терминал»

Этот фильм никакая ни темная лошадка, и многие с ним знакомы, но он вошёл в этот список за свою атмосферность, легкость и нотки грусти. Кстати, именно грусть является последним секретным ингредиентом атмосферного кино.


«Фанатик»

Настоящая драма. И дело тут даже не в Райане Гослинге, а в самом конфликте, который подобно закрытой травме, не виден невооружённым глазом, но только чувствуется на ощупь. Фильм, который не намекает, а говорит в полный голос.


«Будь моим парнем на 5 минут»

Фильм для девушек и инди-рокеров. Все остальные могут смело его пропустить. Больше он никому не подходит. Может показаться глупым сам факт внесения этого фильма в какой-либо серьезный список, но здесь главными критериями были  легкость и простота, отражающие саму жизнь молодёжи.


«Генсбур: Любовь хулигана»

Прекрасный фильм о жизни великого шансонье Сержа Генсбура. Мог бы победить в номинации : «Лучший кастинг». Фильм потрясает своей достоверностью и правдивостью. Можно смело назвать его одним из лучших в жанре байопик.


«Рино 911» (сериал)

Если вы поклонник красивых кадров и красивых историй, то этот сериал не для вас. Он настолько беспардонно правдив и глумлив в своём исполнении, что становится и смешно и не по себе одновременно. Однако, именно такой правды вы не найдёте больше нигде.


«Побег из Вегаса»

Вопреки тому, что фильм и американский и коммерческий, он заслуживает отметки как классный. И «Мальчишник в Вегасе» более любимый зрителями, с ним и рядом не стоит. Рок-н-ролл во всех проявлениях. Поклонники рока смогут ощутить на себе всю атмосферу английского и американского мира музыки. Действительно хорошая комедия с иронией над всем шоу-бизнесом.


«Завтрак на Плутоне»

Этот фильм ‒ финальная рекомендация тем, кто посмотрит все вышеперечисленное и останется довольным, так как он может не придётся по вкусу многим, но отрицать его хорошую режиссерскую работу невозможно. Именно режиссёрскую. Этот фильм подойдёт только тем, у кого много вопросов к этой жизни и нет ответов. Ответ на свой вопрос вы может и не найдёте, но то, что жизнь нужно любить любой почувствуете точно.


Зарема Ертай

Режиссёр. Кинообозреватель. Живет и работает в Алматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.