ОСОБЕННОСТИ ЗАПАДНЫХ И КАЗАХСТАНСКИХ ФИЛЬМОВ ЖАНРА БОЕВИК

ДИАНА ИСЕНОВА.

Казахстанский зритель, как и любой другой, любит насладиться качественным, захватывающим и интересным боевиком. Как утверждает Александр Митта: «Мы все нуждаемся в стрессе. Кино удовлетворяет эту потребность». А жанр боевика дает зрителям возможность окунуться в стрессовую ситуацию и сопереживать вместе с главными героями.

Так что же такое «боевик»?

         Боевик или экшн-фильм жанр кинематографа, в котором основное внимание уделяется перестрелкам, дракам, погоням и т.п.

Квентин Тарантино, суммируя свое отношение к насилию на экране сказал:«Насилие одно из самых забавных зрелищ на свете».

Большинство боевиков иллюстрируют известный тезис «добро должно быть с кулаками». Экшн-фильмы часто обладают высоким бюджетом, изобилуют каскадёрскими  трюками и спецэффектами. Считается, что популяризация так называемой «эстетики насилия» во многом обязана таким лентам. Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом, главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: терроризм, похищение, убийство, коррупция, несправедливость (с точки зрения главного героя). Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате отрицательные персонажи обычно оказываются убиты, реже арестованы. Число убитых отрицательных персонажей может достигать десятков и даже сотен. Чаще всего боевики заканчиваются хэппи-эндом. Почти все боевики не рекомендованы к просмотру подросткам младше 16 лет, хотя обычно эти лица составляют значительную часть зрителей фильмов такого рода.

         Свои истоки современный боевик берет у такого жанра как вестерн.

        Киновестерны одно из направлений кинематографа и приключенческого кино в частности. Это визитная карточка американского кино. Ковбойские фильмы в Голливуде снимаются с 1898.

Вестерны были первыми «боевиками» в американском кинематографе. Постепенно менялось пространство действия: от Дикого Запада к обычным городским просторам, менялся герой: от ковбоя до полицейского или военного, менялась съемка: от общего плана к крупному, все больше используя параллельный монтаж в кульминационных сценах. С развитием техники стали использоваться звуковое сопровождение, военная техника и ружья, компьютерная графика и спецэффекты.

Самые известные боевики входят в различные мировые топовые списки: «Крепкий орешек», «Матрица», «Люди-Икс», «Перевозчик», «Терминатор», «Неудержимые» и т. д.

            Элементы драматургии в экшн-фильмах.

Ярким достижением в развитии драматургии явилось понятие «саспенс». Его ввел Альфред Хичкок, которого называли «мастером саспенса». Франсуа Трюффо в 1966 году после 52-часового интервью с Альфредом Хичкоком выпускает книгу «Кинематограф по Хичкоку». По его определению саспенс (в англ. языке suspense беспокойство, приостановка; от латинского глагола suspendere подвешивать, т.е. изначально саспенс это некое «подвешенное состояние»)   это «нарастание напряженного ожидания». Это особое состояние беспокойства, тревоги, которое возникает у зрителя при просмотре фильма. Но гуру саспенса Хичкок утверждал, что необходимо отличать шок от саспенса. И приводил следующий пример. «Когда зритель узнаёт, что под столом, за которым сидят люди, находится бомба, он испытывает шок. Но этот шок длится несколько секунд. Саспенс возникнет тогда, когда зритель узнает, что бомба должна взорваться через несколько минут, но люди за столом об этом не подозревают. Переживание за этих людей и вызовет у зрителя состояние саспенса». Такие приемы используются практически в каждом жанровом кино и боевик не исключение.

1-испытывает шок, когда узнает о подставной встрече в кафе торгового центра.

         Еще одним из важных элементов драматургии был, и остается катарсис. У этого термина очень много определений в психологии, философии и даже медицине. Но в кинематографии данное слово имеет значение  очищения через сопереживание страданию, или по другому наивысшая точка сострадания. К примеру, сочувствие по отношению к  главному герою фильма «Район №9», когда тот превратился в пришельца, или смерть Леона в одноименном фильме.

         Александр Митта объясняет действие катарсиса через перипетии: «Катарсис достижим путем драматических перипетий. Они вернее всего возбуждают наши эмоции и ведут нас ввысь к кульминации, вершине драмы, на которой и встречает нас желанный катарсис». Перипетия, в свою очередь, это череда плохих/хороший событий, которые постепенно усложняют сюжет. Ни один хороший фильм не обходится без вышеперечисленных составляющих драматургии. Некоторые элементы можно рассмотреть на примере фильма «Заложница». Отец отправляется на поиски своей украденной дочери и, вроде бы, находит бандитов, но дочери там уже нет это перипетия. Или в фильме «Отступники» зрителю сразу дают понять, что герой ДиКаприо полицейский под прикрытием, но  остальные персонажи фильма этого пока не знают. Подвешенное состояние, в котором зритель переживает и думает лишь бы не раскрыли героя ДиКаприо это саспенс.

         Шок или саспенс?

         Кинематографисты Казахстана тоже пытаются использовать эти элементы драматургии.

         В фильме Акана Сатева «Ликвидатор», зритель вместе с главным героем испытывает шок, когда узнает о подставной встрече в кафе торгового центра. Или в фильме Ануара Райбаева «Лавэ» зритель лишь в финале узнает о подлости одного из главных героев, который, предав родного брата, оказался в доле с убийцей. Но в этих картинах так же присутствуют элементы саспенса. В «Ликвидаторе» сцену, где героиня заходит в квартиру, в которой уже сидит киллер можно отнести к саспенсу. В том же «Лавэ»  саспенс  проявляется в походе охотника на главных героев, ничего не подозревающих об этом. Или в  финальной сцене  «Рэкетира», где его собираются убить на парковке. Камера показывает общим планом троих незнакомцев на стоянке. Как только  главный герой выходит из машины и направляется домой, за ним вслед идут те трое, которые в последствии его убьют. Длится все это очень короткий промежуток времени.

2-Длится все это очень короткий промежуток времени.

В казахстанских боевиках  эти маленькие элементы имеют не такой большой масштаб и не заостряют на себе главного внимания, но выполняют свою роль как элемент драматургии, особо не усложняют, но где-то приукрашивают историю.

         Как жанр  боевик стал формироваться во второй половине XХ века. В те годы на экране, в сущности, происходила осознанная и неосознанная «вестернизация» историко-революционного жанра <…> фильм становился все более и более приключенческим, жанровым, и постепенно превращался в легкое увлекательное зрелище для масс с головокружительными погонями и фантастическими выстрелами наповал ка в американских ковбойских лентах.  Казахстанский боевик брал свои истоки из фильма А. Карсакбаева «Тревожное утро» и криминальных детективов с Асанали Ашимовым. Опираясь на уже существующие  мировые картины, казахстанский боевик пытается встать на ноги последние 10 лет.

            Образы героев

Один из самых запомнившихся образов в казахстанских криминальных картинах ‒ это советский чекист Чадьяров в роли Асанали Ашимова. Этот образ очень полюбился за все то время, когда он появлялся на экранах. Умный, мужественный и веселый господин Чадьяров преодолевал трудности в четырех различных картинах: «Конец атамана», «Транссибирский экспресс», «Маньчжурский вариант» и «Кто Вы? Господин Ка». Как говорил сам Асанали : «За эти годы и за три фильма я сроднился с Чадьяровым. И этот персонаж умрёт вместе со мной».  После этих фильмов, конкретного образа героя боевика, который бы остался в памяти у зрителей, не было.

3-который бы остался в памяти у зрителей, не было.

Эта проблема как-то решается у  Акана Сатаева, который  формирует образ героя в современных казахстанских боевиках. Он создает персонажей, близких местному зрителю. Обычный человек из народа, казах средних лет, мужчина спортивного телосложения, хорошо владеющий боевыми искусствами, потерявший родного человека,  имеющий развитое чувство справедливости, готовность понести потери ради своих идеалов, поддерживающий хорошие отношения с родственниками или родителями.

         Если обращаться к другим боевикам, то там образы далеки от реальных персонажей. Попытка списать героя с западных экшн-фильмов пользуется провалом, потому что западному герою присущи его моральные принципы, устои и культура. И эти особенности никак не подходят к казахстанскому герою, потому, что менталитет зрителей и вообще общества определенной страны очень уникален по-своему. В Казахстане такой герой появляется лишь у Акана Сатаева. Герои «Лавэ» «Охоты за призраком», «Заговора Оберона», «Петли» и так далее больше похожи на героев комиксов и английских бандитов, и не являются этнически близкими по духу казахстанскому зрителю.

            Каскадёрская, техническая и изобразительная часть.

Казахстанские блокбастеры не всегда пользуются большим спросом у местных зрителей, так как люди понимают финансовое положение кинематографистов, которое очень часто ограничивает создателей в определенных сферах.

Одной их таких является изобразительная сфера. В частности компьютерная графика, только сейчас набирающая обороты. Единственная компания в Казахстане, отвечающая за масштабное использование спецэффектов в кино — Kazakhstan Computer Graphics. На счету этой организации работы «Возвращение в А», «Заговор Оберона» и много других жанровых картин.

            Одним из излюбленных моментов у режиссеров  боевиков всегда были трюки, бои и погони. В этом плане Казахстанский кинематограф ничем не отстает от зарубежного. Постановкой боев занимаются мастера спорта, а в исполнении трюков помогают спецслужбы, предоставляя солдат и военную технику. В некоторых кадрах фильма «Заговор Оберона» были задействованы военные люди. «Это были ребята из аэромобильных войск, танковых дивизий. Это как раз были учения, не подумаете, что мы военных отвлекали от работы», ‒ рассказал Айдар Баталов, режиссер «Заговора Оберона».

4-‒ рассказал Айдар Баталов, режиссер «Заговора Оберона».

            Съемка оператора имеет прямое отношению к жанру фильма. Зная, что конкретно нужно будет изобразить, операторы прибегают к тем или иным приемам съемки. К примеру, в боевиках часто используют высокоскоростную и скоростную съемку в 1000-3000>кдр/сек., которая показывает взрывы, удары и прочие столкновения в замедленном действии. На съемочной площадке проводится многокамерная съемка, которая должна запечатлеть каскадёрские трюки с разных сторон. Экшн-фильмы очень сложно снимать, потому что уникальность съемки состоит в том, что нельзя допустить ошибку, в особенности людям, работающим с техникой и пиротехникой. Во избежание проблем проводятся тысячи дней репетиций.

            Чаще всего используются общие планы, дабы показать среду местонахождения героя. В киновестернах использовался средний или «поясной» план, чтобы показать героя с кобурой целиком.

На сегодняшний день лидирующее место  операторской работы в экшн-фильмах занимает США. Политика и экономика спокойно позволяет снимать боевики с таким мощным размахом.

         В казахстанском  боевике дела обстоят иначе. Финансы не позволяют использовать дорогие камеры и технику. Можно отметить съемку с вертолета в фильме «Ликвидатор». Режиссер рассказывал, что было сложно получить разрешение тех инстанций, которые бы им позволили так низко летать над городом, потому что летчики сказали, что в их истории это впервые, вот так летать низко над Аль-Фараби, около Фурманова. Несмотря на эти трудности, изобразительно решить эту проблему удалось. Также цветовой баланс в фильме очень удачен. Тусклое небо,  серый и мокрый город от грязного снега, темные костюмы героев, слабо освещенные помещения наблюдаются на протяжении всего фильма.  В настоящее время многие режиссеры стали обращаться за помощью зарубеж, где компьютерная графика играет большую роль в кинематографе.

         Подводя итоги, можно сказать, что в настоящее время сфера экшн-фильмов в казахстанском кинематографе слабая. Упомянутые выше аспекты киноязыка должны совершенствоваться. Драматургическая сфера заметно слабее, нежели в  мировых картинах, и это минус. Совсем небольшие попытки саспенсов и катарсисов не делают картину особенной. Но в техническом плане местные кинематографисты догоняют США. С каждым боевиком казахстанский зритель   все чаще наблюдает качественную графику.

В силу своей молодости, казахстанский кинематограф не имеет всемирно известных шедевров, которые бы знал обычный зарубежный зритель. Но в локальной среде в прокат выходит каждый год что-то новое.

Жанр боевика не обходят стороной и пытаются всячески поддержать его. Всем известно, что в Астане несколько раз проходил международный кинофестиваль экшн-фильмов. Организатор этого мероприятия, Тимур Бекмамбетов, работающий в Голливуде, пытался оказать содействие и внести изменения в кинематограф Казахстана. В 2012 году даже пытались придумать    национального супергероя. Многие молодые режиссеры, которых привлек масштаб данного кинофестиваля, после, остались лишь участниками. Их работы не имели никаких откликов и развитий в дальнейшем.

            Не все попытки так хороши, как хотелось бы. Казахстанскому кинематографу далеко до всемирного признания, но он движется вперед, и с каждым разом пробует новые идеи. Пожелаем ему удачи!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *