«Оскаровская» вкусовщина, или самый крутой режиссер современности

АЯН НАЙЗАБЕКОВ.

Предвидя, что выраженное далее мнение станет очень непопулярным, предупрежу, что это все-таки мнение, только и всего.

Что же в себе несет вторая часть названия данной статьи: «самый крутой режиссер современности»? Это не самый лучший, не самый талантливый, перспективный, гениальный или великий. Как по мне, это всего лишь самый крутой английский режиссер Дэнни Бойл, который, как ни странно, никогда не выделялся суперизвестностью, харизмой или чем-то еще. И сразу встаю в защищающуюся позу, и обрубаю ответы по типу «а как же Нолан, Андерсон, Финчер, или новоявленный оскароносец Иньярриту». И так всем понятно, что в своем амплуа, эти ребята не имеют равных. Нолан собаку съел на триллеро-боевиках, Андерсон со своей оцентровкой и фарсом так же наработал какой-то индивидуальный стиль. Как практически все режиссеры современности, они варятся лишь в той каше, которую могут осилить. Я имею в виду режиссеров высшего эшелона, и Бойл таковым, как ни крути, не является. Как не является и приверженцем одного, строго заданного стиля. По-моему недавний «Интерстеллар» братьев Ноланов – это по большей части «Престиж» в космосе, ну и калька с Кубрика, но не что-то новое. «Отель Гранд Будапешт» Андерсона – это логичное развитие идей заложенных в его ранних работах, а если точнее «Королевства полной луны». «Исчезнувшая» Финчера – попытка вернутся к тому Финчеру, который стал культовым («Семь», «Игра» и, естественно, «Бойцовский клуб»). Эти примеры – топтание на месте в одном жанровом котле.

Если кто то не понял

Бойлу же, напротив, один жанр не интересен. За свою карьеру он успел поработать даже в хорроре: снять фильм про зомби, по сути, снова изобретя этот жанр, создав новые правила игры, развивая идеи основоположника этого поджанра Джорджа Ромеро, научив зомби бегать, что добавило драйва происходящему. Теперь чтобы обратится в этого самого зомби, не обязательно получать укус от него, достаточно попадания крови в организм, и нескольких секунд, что опять-таки нововведение. Речь идет о фильме «28 дней спустя», если кто-то до этого момента еще не понял.

самого себя

Бойл так же снял один из самых необычных, интересных и запоминающихся фильмов о наркотиках и их последствиях. Это фильм «На игле», хотя перевод названия мне не очень импонирует. «Trainspotting» (почитайте на Википедии, там все подробно объяснят) больше подходит к фильму, ибо жизнь, она как поезд: ты либо смотришь, как она пролетает мимо тебя, либо являешься её полноценным пассажиром, а то и вовсе водителем. Фильм культовый, и это была вторая работа Бойла, но он не стал повторять самого себя, и снимать один «Trainspotting» за другим.

Он пошел другой дорогой. «Миллионер из трущоб» – фильм, собравший целую охапку «Оскаров», являетсяя полностью перелопаченной адаптацией книги Викаса Сварупа «Вопрос – ответ» (те, кто читал, поймут). Так к чему же я веду?

У Бойла нет какого-то ярко выраженного таланта, он не так виртуозен в рассказе псевдофилосовских историй как Нолан, у него нет такого композиционного извращения как у Андерсона, у него нет ничего, но при этом есть все. Он умеет делать абсолютно все в кино. Дай тем же братьям Ноланам в руки книгу «Вопрос – ответ» – они сделают какую-нибудь занудную трехчасовую псевдофиловскую муть, которая никому не будет интересна. Или Финчеру снять заказать ужастик про зомби. Вы себе это представляете? Нет, ну один фильм про полумертвого Бена Аффлека у него есть, но это все-таки чуть-чуть не то.

3-но это все-таки чуть-чуть не то.

Бойл крут. Он крут тем что может в один год снять индийскую сказку о любви, а через два года выкатить на суд общественности драму, основанную на реальных событиях, где феерит Джеймс Франко. А еще через два года сверхзапутанную историю под названием «Транс», которую, как я думаю, в этом мире понял только он, но фильм от этого хуже не стал. Он так же крут, потому что может открывать совершенно новых звезд. Режиссеры первого эшелона пользуются готовыми звездами, которых заботливо обрабатывают такие как Бойл: Юэн Макгрегор, Киллиан Мерфи, Дэв Патель. Даже Тильда Суинтон и та, заявила о себе в фильме «Пляж».

чувак

Бойл сделал одну из самых успешных театральных постановок под названием «Франкенштейн» с Джони Ли Миллером и Бенедиктом Кембербетчем, попеременно меняющихся ролями. Сейчас он занят съемками байопика о культовом Стиве Джобсе, по книге Уолтера Айзексона. На борту у него оскароносный сценарист Аарон Соркин, актеры Кейт Уинслетт, Джефф Дениелс, пытающийся перезапустить карьеру и направить её в другое русло, а также Сет Роген и Майкл Фассбендер, который, как по мне, уже должен выходить из амплуа перспективного актера и входить в когорту звезд с большой буквы. И я уверен, что у Бойла все выйдет более чем хорошо. Особенно, если взять во внимание что фильм про Джобса уже был, и был он ужасен.

Камерамен

А теперь все-таки, что же значит первая часть заголовка –«оскаровская вкусовщина». Все просто. Я вижу Джобса фаворитом гонки за главные награды у американской киноакадемии следующего года. Соперники у него будут достойные: вернувшийся из небытия Земекис со своей «Прогулкой», Рон Ховард с очередной историей по мотивам реальной жизни, обязательно будет кто-то еще. Но я хочу надеяться и верить, что Бойл своим трудолюбием и старанием пробьет себе место под солнцем, и станет по-настоящему культовым режиссером, о которым мы спустя годы будем вспоминать лишь положительно. Он должен быть примером для каждого режиссера. Пускай не все его работы хороши так, как можно судить по моей статье, я ни в коем случае не делаю из него лучшего на свете парня, нет. Но он делает, не стоит на месте, он каждой своей работой двигается куда угодно, но не вниз. И это мой укор всем перечисленным выше режиссерам. Я признаю что есть и другие не менее интересные режиссеры. Это и Михаэль Ханеке, и Аронофски, и Дэвид О’Рассел, и многие-многие другие. Но они, все-таки, – названый мною эшелон второй, а не первый как те, кто выше, и всякие там Кэмероны и Спилберги, о которых даже говорить не надо. Все и так ясно. А Бойл ни там, ни сям. Он даже не посередине, он где-то в другой стороне. Поэтому за его карьерой так интересно наблюдать: куда же дальше заведет его желание снимать, раз сейчас он уже на байопике, и поработал, наверное, во всех жанрах кино. И поэтому я применяю по отношению к нему, слово «крут». Он может все, и делает то, что хочет. Если не верите то следующая после «Джобса» работа, это фильм, который называется – «Порно»! Ну как можно не любить этого парня, скажите мне?

Аян Найзабеков

Режиссер. Сценарист. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

2 комментария

  1. Понравилась статья! Пусть остальные авторы пишут так же непринужденно. Спасибо)

  2. Интересная статья. Никогда не задумывалась о Бойле. А Он оказывается очень разносторонний режиссер. Спасибо автору!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *