На торжестве искусства и беспомощной глупости

Антон Головин.

18 марта (2015 года) состоялся закрытый показ нашумевшего фильма Адильхана Ержанова «Хозяева». Собираясь в кино, я специально не читал рецензий, и дьявольски однообразной кучи статей, которые то и дело, перебивая друг друга, то возвышали, то принижали фильм.

Дабы не портить первое впечатление о фильме, даже не смотрел трейлер. И на премьеру шел с завязанными глазами. Увидев первый постер в кинотеатре, на котором был изображен парнишка с пистолетом, первое, что пришло в голову: «Неужели это очередной тестомес: денег, глупости, и PR. Но слова киноведа Бауыржана Ногербека о том, что фильм не для всех, побудили мою нервную систему посмотреть хотя бы первую часть фильма. Признаю, первые пять сотен кадров, меня смутили. И по-моему половина зала была смущена так, как будто мы оказались в СССР и у нас кроме смысла партии ничего нет. Но события, нарастая в математической прогрессии, затягивали в фильм так, что к концу потерялась реальность мировосприятия. Было ощущение очищения и творческого «concitatio». Ощущение того что автор залез во внутренний мир и перевернул там все с ног на голову. К концу фильма не хотелось ничего говорить, а просто побыть чуточку буддистом и помедитировать. Но горячие обсуждение после просмотра, показало, что фильм не оставляет человеческие души равнодушными. Честно говоря, зал разделился на три лагеря. Лагерь тех кто ЗА, тех кто кудахтал не пойми зачем, создавая движение и выбивая клещей из подушек, и тех кто просто молчал, и наслаждался увиденным. Критика хороша, когда она объективна и подпитана чем-то. Но когда пытаются сказать ради того что бы сказать, получается творческая графомания, сравнимая разве что с обсуждением «Просто Марии» бабульками сидящими во дворе. Кого-то лично задели бублики и свечи, кого-то люди.

maxresdefault

Но причем тут пыль в песке, когда важны песчинки?! Последние пять лет в отечественном кинематографе мы то и дело наблюдаем, за тем, что деньги «бУхают», а эффект как от пугача – выхлоп есть, а бронебойной силы нет. «Казахфильм», эдакий прообраз старости, только «пых» и больше ничего. И вдруг «Хозяева»! Фильм, который обладает бронебойной силой, и пробивает стену, показывая всем, что такое истинное творчество. Да автор на грани фола, он балансирует на острие со своим великолепным киноязыком, наполненным аллегориями, философией, поэтикой, сумасшествием, безумием и прочим. Срывает двери с навесов, и ставит точку после всего, что делалось до. «ГРОМКО», но вот он шанс для молодого кинематографиста показать себя! Автор – хозяин собственного мира, подчиняет мысль и создает картинку окружающей реальности. Я бы сказал ТАРКОВСКИЙ, но нет – ЕРЖАНОВ. Адильхан превосходно, сродни хирургу, делает надрез на теле общества, без наркоза, но и без боли. Никого не обижая, показывает мир внутри мира, идею в мысли. Эдакий доктор Калигари, создающий идеальную математически точную функцию, изменяющую угол остроты в зависимости от аргументов. А аргументами в этом фильме являются кадры, полные смысла лишь для тех, кто понимает. В фильме подана нехарактерная для казахстанского кино стилистика, выраженная в постановке кадра, в монтаже, в работе оператора и художника. Не знал бы я, что режиссер из Казахстана, сказал бы, что фильм сделан японцем в Казахстане. Плавные или статичные кадры, объединенные в хоровод смысла, показывающие идеальную красоту природы, притом, что фильм является почти камерным. И на первый взгляд эта камерность отягощает, но это не так. Она как бабочка – легка и проста… И хочется сказать КИМ КИ ДУК, но нет ЕРЖАНОВ! А что касается операторской работы – не буду говорить много, все и так ясно, буквально пару слов: марш техничности и красоты, в творческом круговороте сравнимый разве что с музыкой «Thus Sprach Zarathustra» из фильма Стенли Кубрика «Космическая одиссея». БРАВО! Хочется сказать: «Учитесь, МАЛЫШИ…».

Хозяева 2015

P.S.

Во время обсуждения, был негатив, был позитив, и было немного лести. Кого-то что-то лично задело. Такие мнения как спички: когда зажжется обжигает, но в итоге остается только пепел.

Мне же после просмотра захотелось дышать, творить, снимать, и делать что-то.

Адильхан, вы молодец.

Антон Головин

Режиссер-документалист

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.