ВЫБОР КИНОКРИТИКОВ: об оценках и дерзости. Что такое казахстанское кино?

ИННА СМАИЛОВА

13 марта состоялось исключительное событие — церемония награждения кинопремиями «Выбор критиков».

Дату, отныне можно считать красным днем календаря, так как впервые в нашей новейшей истории, все движение было направлено только в сторону родного кино. Это первая независимая от организаций, мнений, давлений, страстей и обид национальная кинопремия, которая подвела итоги в казахском игровом кино за прошлый год по 13 номинациям. По словам организаторов, церемония стала результатом марафона казахстанского кино, который проходил с 4 февраля по 7 марта 2015 года. За четыре с половиной недели зрители увидели 20 снятых в Казахстане игровых картин, выходивших в прокат или показанных на фестивалях в прошлом году.

Организаторы, ведущие и судьи – ассоциация действующих кинокритиков, куда вошли самые активные и зубастые (Тулеген Байтукенов, Дмитрий Мостовой и Карим Кадырбаев), мудрые (Олег Борецкий) и рассудительные (Ольга Малышева) во главе с Гульнарой Абикеевой (без комментариев!). Всплывает строчка из стихотворения Марины Цветаевой: «ты позабыл седьмую…» Это нескромно о себе. От предложения — быть и участвовать в этом движении, невозможно было отказаться, даже, ели находишься в другом городе, и всю тягость работы выполняет остальная команда.

Но, если оставить иронию и комсомольский речитатив, то прошедшее событие в кинематографической жизни страны, действительно, уникальное по дерзости воплощения, критической оценке и творческому посылу.

 1-по дерзости воплощения, критической оценке и творческому посылу.

По дерзости

Сегодня на одном энтузиазме организовать подобное республиканское пусть и киномероприятие – почти невозможно. Но в редких случаях, а история мирового кино тому большое подтверждение, мысль вырывается за пределы меркантильного «вопреки» и сама начинает двигать, изменять бытующее кинопространство.

А начало было положено года за два или три, когда Гульнарой Абикеевой была проделана первая попытка сначала найти активно пишущих кинокритиков с целью широкого освещения отечественного кинопроцесса. Задача, кстати, тогда была трудная, но сходу, размашисто была расчерчена таблица (это фирменное от Гульнары Ойратовны!) и внесены первые фамилии, а через год — не только фамилии, но уже попытались поставить оценки за фильмы. Однако благодаря работе сообща, наверное, только сегодня состоялись сразу два события: по сути — инициация Ассоциации кинокритиков и сама независимая Премия.

2-кинокритиков и сама независимая Премия.

Работа проделана колоссальная. Собраны все — 20 игровых фильмов, большая часть картин от частников (больше всего меня потрясла эта цифра — 17 студий!), с которыми нужно было договариваться. Для широкого информирования – открыт сайт kinokritik.kz, организован уникальный Марафон казахстанского кино с показом, по словам Г.Абикеевой — всех картин, даже тех, кто в прокате не оказался. Показы — это зал, поддержка киноцентра «Арман», (следует отметить совместную работу с Бауржаном Шукеновым), это реклама, снова информационный пиар и, наконец, организация самой церемонии, – единичными силами, на одном желании и переживании за свое кино. А какие изящные и стильные награды приготовили дизайнеры – прозрачное, как капелька росы, алматинское яблоко. Разве это не подвиг?

И потому, наверное, сама церемония награждения на фоне умирающего нашего официального фестивального движения прошла так естественно, без помпы, больших слов, в дружном общении, в традициях лучших мировых кинофестивалях, где на одной площадке свободно общались звезды и зрители, молодые кинематографисты и мэтры нашего киноискусства.

Победителями в своих категориях стали:

Лучший фильм (драма)
«Хозяева»

Лучший режиссер
Адильхан Ержанов, «Хозяева»

Лучший сценарий
Кенжебек Шайкаков, «Курко»

Лучший оператор-постановщик
Алексей Кирюхин, «История одной старушки»

Лучший художник-постановщик
Ермек Утегенов, «Хозяева»

Лучший жанровый фильм (боевик, комедия или триллер)
«Осторожно, корова!»

Лучший дебют
Каиржан Орынбеков, «Ограбление по-казахски»

Лучшая песня
Галымжан Молданазар
«Берiк бол», OST«Ограбление по-казахски»

Лучший короткометражный фильм
«Щелчки», режиссер Талгат Абишев

Лучшая мужская роль
Юрий Помернацев, «Раз в неделю»

Лучшая женская роль
Лия Нэльская, «История одной старушки»

Лучшая мужская роль второго плана
Абунасыр Сериков, «Осторожно, корова!»

Лучшая женская роль второго плана
Айнур Ильясова, «Келинка Сабина»

3-Aynur Ilyyasova,_1001x667

По творческому посылу

Потрясло, что многих кинематографистов узнаю с их работами впервые — Кенжебек Шайкаков («Курко»), Каиржан Орынбеков («Ограбление по-казахски»), Сапар Толеген («Загнанная»). Если грубо выводить общее арифметическое всех участников, даже не трогая короткометражки, можно констатировать, что у нас в большом кино сменилось поколение кинематографистов. За 2014 год представлены по номинациям в основном совсем молодые ребята поколения «детей независимости», говорю о режиссерах, сценаристах, операторах, художниках, актерах и др. Среди перечисленных стоит назвать также известных — Адильхана Ержанова, Серика Абишева, Галымжана Молданазара, Ермека Утегенова, Еркинбека Птыралиева, Азамата Дулатова и многих других, а также знаковых фигур «постволновцев» — Наримана Туребаева, Мухамеда Мамырбекова, Азиза Заирова, Алексея Кирюхина, Аскара Узабаева и др.

Но эйфория от молодого кинопраздника заретушировалась смущением от самих фильмов по нескольким моментам:

Первое. К моему удивлению, казахстанский игровой кинематограф почти весь стал коммерческим. Из 20 фильмов – 17 частного производства! В общем, это нормально, мы так долго ждали зрительских лент. Но… общее впечатление от увиденного – кино, построенное на реальности, саму реальность не показывает. На экране создается искусственная картинка стремления к внешнему благополучию. Вроде все о родном отечестве с узнаваемыми лицами, но с голливудским или российским лубочным налетом. Могу понять денежный вопрос, но, если у нас финансы давно не поют романсы, почему не попробовать сделать, что-то не поверхностное, и даже сам жанр копнуть чуть глубже? А в большинстве фильмов единственная мысль, которая движет действием – урвать бабло и шиковать на празднике безделья. Наверное, я уже в категории ворчливой старухи, но, sorry – даже в общем стремлении любыми способами стать «богатыми» (вот, где слово-паразит стало), неужели нельзя увидеть что-то большее или уродующее нас?

4-parazit stalo), neujeli nelyzya uvidety chto-to bolyshee ili uroduyuschee nas_1001x667

Второе. Отечественный кинематограф, к моему удивлению, исключая рост технической стороны, стал резко уходить от самого кино и крениться в разные виды других искусств. Например, к любимому своему театру: много было искусственных эмоций, страстей, гримас, заламывания рук, неестественных диалогов-монологов. Работа оператора и режиссера, как правило, почти не имеет смысла. Уберите камеру и монтаж – ничего не изменится, получится театр на траве. А ведь уже второе столетие кино проживаем, происходят базовые изменения в понимании кино и трансформации киноязыка. Неужто снова скатываемся к 40-50-м годам прошлого века? Или, другой, модный крен — к телевизионной картинке. Не против телевидения, больше скажу, ратую за отдельный вид хорошего телевизионного фильма. Но это не кино.

А, если объединить первое и второе, то обидно, что кино больше превращается в показ и подиум искусственной реальности с фиктивными проблемами и конфликтами, фальшивыми страстями, фантиковыми героями-клонами.

Третье. В противостоянии этому общему подиумному и театрально-телевизионному действию традиционно стоят авторские фильмы. Но, к сожалению, они оказались в кощунственном меньшинстве. Ими занималась в прошлом году или государственная студия АО «Казахфильм» (не совсем любя и защищая) – «Хозяева», «Приключение», или отдельные сумасшедшие в своей любви к кино, такие как – Жанна Исабаева, Азиз Заиров, Мухамед Мамырбеков, тот же Кенжебек Шайкаков, за ничтожные деньги, создающие свои малобюджетные фильмы, имеющие резонанс в обществе. Особенно хочется отметить те, которые остались без наград, но оставили свои высокие планки в истории казахстанского кино за прошлый год. Нариман Туребаев с фильмом «Приключение», продолжающий тему отчуждения от сытого общества, филигранно подчеркивает свою мысль выверенными композициями и монтажом. Отдельная моя благодарность всем, кто участвовал в работе над созданием картины «Быть или не быть» — это настоящий подвиг среди пестрящего гламурного безвкусия, говорить о тех, кого перестали замечать – при всех шероховатостях и неровностей это настоящее кино.

Но вместе с «Хозяевами» — это единицы. И здесь следует задуматься, будет ли у нас вообще честное кино в будущем? И должно ли быть в определении «честного» разделение на зрительское и авторское?

И в связи с этим – Четвертое. У меня большая претензия к работе ассоциации молодых кинематографистов. Понимаю, что первый блин комом. Но уже в этом году хотелось бы увидеть профессиональную работу с широким освещением на своих страницах – сколько фильмов поступило, какие, из каких ВУЗов, школ представлены, как и кто занимается отбором, какие тенденции у молодого отечественного кино?

5-kakie tendentsii u molodogo otechestvennogo kino_1001x667

По оценке

За всю историю критическая мысль была двигателем эволюции кино. Может быть скажу что-то кощунственное, но, по сути, мы стоим только на пороге понимания базеновского вопроса, направленного в нашу сторону – Что такое казахстанское кино? И движение кинокритиков, организованный ими марафон, и премия могут послужить началом формирования современного национального кинодискурса – базовых идей в понимании роли и возможностей национального кино. К сожалению, это пустующее пространство. Мы много говорим о внешних темах и национальной атрибутике, забывая о внутренних законах кино. Формировать собственный взгляд на мир, как когда-то Андре Базен мумифицировал категорию времени в кино, так и сегодня, на примере наконец-то собранных воедино отечественных игровых лент, делать выводы и моделировать на собственном опыте уже новые философские вещи о природе и материи казахстанского кино, предлагать их и дискутировать со всем миром. Ведь наш кинематограф должен быть этого достоин!

6-doljen byity etogo dostoin!_1001x667

 

Инна Смаилова

Киновед, кинокритик, историк кино. Преподаватель Казахского национального университета искусств (Нур-Султан).

2 комментария

  1. Где можно посмотреть все фильмы-победители в полном объеме?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.