Локальная Бразилия глазами режиссера

ДИАНА ИСЕНОВА.

Клебер Мендоса Фильо – бразильский режиссер, чье имя стало известным после премьеры его первой полнометражной картины «Соседние звуки» на кинофестивале в Роттердаме в 2013 году.

Это был первый «бум» в его карьере, ведь критики встретили картину восторженно. В 2016 году его имя вновь фигурирует уже на Каннском кинофестивале в связи с картиной «Водолей», которая имела успех и среди зрителей, и среди критиков.

Достижения дебютанта в 2013 объясняли его опытом рецензента. В режиссуру он пришел после долгих лет работы журналистом и кинокритиком. Ранее  Фильо увлекался созданием документальных фильмов и видеоклипов, но в 2000-х начал пробовать себя в качестве режиссера короткометражных игровых картин.

Миру же он представился как режиссер социальной драмы. Оба его фильма ‒ «Соседние звуки» и «Водолей» повествуют о локальных проблемах жителей в Бразильском города Ресифи.

Картина «Соседние звуки» рассказывает о благополучном и престижном  районе, в котором начинает свою деятельность охранная компания, обещающая следить за порядком на улицах. Однако секьюрити здесь совсем не для выполнения своих обязанностей. На фоне этой фабулы разворачивается сюжет из нескольких линий, которые соединены лишь городом.  Герои напряжены: молодая мать Биа много курит марихуану, раздражается по ночам от лая соседской собаки и всячески пытается найти решение этой проблемы. Старый хозяин района, ощущая власть, всё же беспокоится о собственной сохранности. Самым спокойным кажется молодой Жуау – внук хозяина. Его жизнь состоит из любовных увлечений и работы.

Локальная  и длинная история района распадается на отдельные части в силу характера своего повествования. Все события в фильме показаны режиссером через призму беспокойства героев. При этом сами герои ‒ нейтральные, не цепляющие своими поступками или волей,  ничем не впечатляющие, а потому после просмотра в голове не остается четкого послевкусия и целостной картинки.

Фильм «Водолей» – это своего рода портрет главной героини Клары в исполнении великолепной Сони Браги. Здесь всё проще. Клара живет в небольшом доме на береговой линии, в котором еще её тетя провела свою бурную молодость. Однако у строительной компании свои планы на счет этого дома, и они всячески пытаются ее выселить. Когда дело доходит до угроз, Клара отвечает тем же. По ходу повествования мы узнаем героиню (она пережила рак груди, была музыкальным критиком и т.д.), наблюдаем за тем, как она наслаждается жизнью, за её взаимоотношениями с окружающими людьми.  Клара очень сильная, независимая, самодостаточная и уверенная в себе женщина, чей характер и воля пройдут через что угодно.

     

В этой картине Фильо сделал своих героев сильнее и мудрее. Показательно, что в первой работе он не дал так открыто понять героев, как это успешно сделал во второй. Жуау, Биа и уличные секьюрити изображены очень спокойными и ненавязчивыми по сравнению с Кларой.

При этом оба фильма имеют одинаковую подачу, ‒ они начинаются с черно-белых фотографий, дающих некую предысторию. Каждый фильм разделен на три фрагмента. В «Водолее» через  названия частей («Волосы Клары», «Любовь Клары», «Рак Клары») рисуется картина жизни героини. А в «Соседних звуках» эти три названия («Сторожевые псы», «Ночная охрана»,  «Телохранители») отображают ключевую тему истории – безопасность. Как минимум этот можно считать «фишкой» бразильского режиссера, а можно и зачатками стиля.

В картинах Клебера прослеживается образ дома. Специфика его отражается в том, как режиссер подает его зрителю. В первой картине образ был наполнен ощущениями тревоги и небезопасности в районе. Даже в новостройку жители не хотят заезжать из-за недавней смерти. В «Водолее» же дом имеет очень четкую и понятную всем интерпретацию – это твоё родное место.  В своих интервью режиссер говорит о насущности проблем сноса фавел и постройки высотных зданий. Город Ресифи исчезает, и на его месте строится новый безликий современный мегаполис.

Режиссер умеет «зацепить» зрителя изображением. Насыщенная картинка, живой ритм и динамика в фильмах пропитаны местным колоритом. Мы слышим звуки музыки, пляжа, волн, слышим, как идёт стройка, видим загорелых людей, старые машины, заборы из белого кафеля, босоногих мальчиков, играющих в футбол на узких улочках, цветные платья с узорами, домашние семейные вечеринки. Помимо прочего, в картинах присутствует четкое деление людей на социальные слои. Второстепенные  персонажи в фильмах Мендосы ‒ прислуга, поколениями работающая на состоятельных бразильцев. Однако стоит ей рассказать о своём горе, ‒ общество предпочтет проигнорировать это («Водолей»).  Рассказанные в фильмах  истории  вызывают сожаление, но в совокупности своей дают ощутить ту жизнь города Ресифи, которая привлекает кинофестивали, и о которой так любит говорить Клебер Мендоса Фильо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *