Кто следующий на уничтожение ?

Куанышбек Жакпаров.

Квадрология «Такси» является одной из самых ярких комедийных серий современного французского кино, начавшей отсчитывать километры на своём одометре на исходе двадцатого века. Она закончилась в 2007 году, но…

…в 2018, спустя почти двадцать лет после релиза первой картины, вышла пятая часть, в создании которой не принимали участия ни Жерар Кравчик, ни Пьер Морель, ни Сами Насери с Фредериком Диффенталем и Эммой Сьоберг.

Пятая часть является ребутом (перезапуском) серии и начинается примерно так же, как первый фильм – банда неуловимых грабителей из…ещё одной страны, бывшей в «Оси», то есть Италии, терроризирует Марсель на своих огромных и широких «Ferrari». Поймать их сумеет только супер-жандарм, которого после не очень приятного инцидента переводят в Марсель, где его встречает старый знакомый Ален и человек-парадокс Жебер, который стал мэром. В напарники к новичку, как и в первой части, набился уже не Даниэль, а его племянник. Он тоже пойман на правонарушении и будет освобожден при одном условии – если поможет найти тот самый «Пежо 406» из 2007 года.

Пятую (и надеюсь, последнюю часть) прославленной серии отдали режиссеру Франку Гастамбиду, который за свою карьеру написал и срежиссировал три фильма (данный фильм как раз стал третьим). Два предыдущих ‒ «Мальчишник в Паттайе» и «Переполох на районе», являются индикатором его таланта (точнее, полного отсутствия) как режиссёра и сценариста.

Гастамбид не удержался и снова начал писать несмешные шутки в своём привычном стиле – издевательства над низкорослыми людьми (по-простому, карликами), людьми с избыточным весом; обливание всего и всех рвотой и фекалиями; демонстрация ягодиц и мужских половых органов. Словом, дурновкусие во всём его разнообразии.


А вот и он – «Пежо 406» 2007 года, оставленный Даниэлем.

И всё было бы ему простительно, если бы это было не «Такси», потому как в противном случае, о фильме забыли бы сразу по завершении проката. Но называть его полноценной номерной частью – это не то что оскорбление, это кощунство.

О чём было оригинальное «Такси»? «Такси», прежде всего, фокусировало внимание на персонажах, причём не только на Даниэле и Эмильене, но и на Жебере, Петре, Лили и её отце, генерале Бертино. Скоростные погони были тоже важны, но прежде всего во главу угла ставили историю, героев и сатиру на французскую реальность, а точнее, на бессильную полицию, которая ничего не делает. Герои развивались от фильма к фильму, становились всё лучше, сближались и действительно органично смотрелись на экране, дополняя друг друга не только внешне, но и характерами, которые были абсолютно противоположными – вспомните, каким был, например, Эмильен в первых двух фильмах и каким стал в третьем и четвёртом.

Шутки были отличными и даже сегодня вызывают смех. Авторы фильма никогда не опускались до того, чтобы у зрителя пропадал аппетит. Это было чистое веселье, полное адреналина и желания собрать такой же «Пежо» с мотором «V8», в те времена, когда «Пежо» не ассоциировался со словосочетанием «ненадёжное ведро».


Примерно так себя и чувствуют те, кто знаком со старыми частями. Хочется рыдать, а затем выколоть глаза, чтобы не видеть это мракобесие.

Что мы имеем в «Такси 5»? Одноразовые шаблоны ситуаций, которые можно сразу выбрасывать вместе с самим фильмом. Гастамбид и соавтор сценария Стефан Казанджян будто нарочно давят на старые мозоли, вставляя пересказ историй прошлых частей: про банду на «Мерседесах», якудзу на «Митсубиси», шайку Санта-Клаусов и про бельгийцев. Всё бы ничего, если бы до этого не показывали, как новый режиссёр под присмотром Люка Бессона, на протяжении полутора часов жестоко глумится над его же детищем ‒ нелицеприятные сцены в сопровождении неуклюжих и бездарных попыток пошутить. И всё это под саундтрек из предыдущих фильмов. Зрелище настолько болезненное, будто создавалось по специальному заказу ЦРУ для заключённых тюрьмы Гуантанамо.

Насчёт актёров. Непонятно почему Бернар Фарси и Эдуард Монтут вообще согласились здесь играть – они ведь видели сценарий, запах которого невозможно смыть ни «Доместосом», ни какими-либо ещё средствами. Деньги деньгами, но это ведь сильнейший удар по репутации, особенно мсье Фарси, известного во Франции также по роли генерала Де Голля. Остальные персонажи, настолько неприятные, что можно и не упоминать.

В итоге, «Такси 5» – это явное свидетельство того, что не стоило возрождать серию в виде дурнопахнущего зомби. Вульгарные, несмешные шутки, давят «Такси 5» прессом для утилизации автомобилей и делают его абсолютно не пригодным для восстановления. Дизреспект тебе, Люк Бессон, за то, что, прямо как Тарас Бульба вместе с «Перевозчиком» и «13-районом» уничтожил ещё и «Такси». Кто следующий на очереди «Леон» или «Пятый Элемент»?  

Благодарим компанию Sulpak Cinema за приглашение на фестиваль «Французское кино сегодня».

 

Куанышбек Жакпаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *