Фильмы для Фрейда и «короткий метр»

Куанышбек Жакпаров.

В минувший уик-энд на фестивале «Французское кино сегодня» показали картины «Мектуб. Моя любовь. Песнь первая» Абделлатифа Кешиша и «Моя бывшая подружка» Виктора Сен-Макари, для которого это дебют в полнометражном кино. Также состоялся повторный показ короткометражной программы, состоявшей из девяти работ.

Для начала о картине Абделлатифа Кешиша. На дворе 1994 год. Фильм начинается с того, что Амин, главный герой, бросив мединститут, возвращается из Парижа в родные места. Первое, что он видит по приезду, ‒ то как его двоюродный брат Тони сношает его подругу Офели, официальный парень и будущий муж которой служит на авианосце в Персидском заливе. Далее, сюжета практически нет, так как вся эта «Санта-Барбара» ‒ кто с кем поцеловался, гулял или занимался сексом будет длиться целых три часа и не факт, что это последний фильм «Мектуб». Догадайтесь почему.

Что касается названия, то «мектуб» по-арабски означает «так предначертано». Связи между тем, что творится в фильме (практически ничего) и «предначертанием» нет, потому как действие ходит вокруг да около все эти 180 минут. Если «предначертано», что зритель потратит три часа, за которые его обильно завалят кадрами с женскими ягодицами, то «предначертаны», очевидно, и причитания о зря потраченных деньгах и времени.

Меняются локации, но их разнообразие очень невелико: пляж-ресторан-пляж-ресторан-ферма-клуб-пляж. Молодые люди прожигают жизнь, пьют, танцуют в клубе – именно так создатели фильма и представляют, наверное, летние каникулы. Кто-то может сказать, что в фильме ещё была сцена рождения ягнят, но в контексте общей темы, она не имеет вообще никакого смысла. Может, для европейцев это деревенская экзотика, в которой они могут найти «символизм», попахивающий тем самым СПГС (синдром поиска глубинного смысла) в терминальной стадии, но в наших широтах почти ни для кого не в новинку, как рождение ягнят, их смерть, так и дальнейшая трансформация в мясное блюдо с картошкой.

Наверное, фильм может служить только для воспитания детей и объяснения того, какое поведение неприемлемо. Вот только три часа даже не каждый взрослый высидит. Так что, если вашему чаду станет скучно, предложите игру: берём блокнот, ручку или карандаш и начинаем палочками отмечать каждое появление задницы на экране – одна палочка эквивалентна десяти тенге. К концу сеанса вы точно сможете обрадовать своё чадо парой шариков мороженного.


Следующий фильм ушёл недалеко и демонстрирует уже одержимость мужскими половыми органами. Фильм «Моя бывшая подружка» рассказывает историю Венсана, которого после пяти лет отношений бросила девушка. Помочь побороть его депрессию вызвалась самая близкая подруга – Нефели. Они вместе снимают большую квартиру и устанавливают правило: один партнёр – одна ночь и не больше. Но Венсан нарушает этот уговор и всё начинает рушиться.

Целых 40 минут из 86 зрителя заваливают шутками про половые органы и информацией про то, как у Венсана «ракета не встаёт на боевой взвод», про подглядывание за соседом, который каждый раз экспериментирует с новыми позами, про жестоких родителей, которые оставили глубокий след в памяти главного персонажа. Ширинки, члены, шарики в виде членов, секс с двумя мужчинами, один из которых лет десять не видел свою «пушку» из-за огромного живота – это лишь малая часть того, что есть в фильме. Думал, что в вульгарности «Такси 5» ничто не переплюнет на этой неделе, ан нет!

Остальные 46 минут фильм еле-еле напоминает все эти ромкомы, на которые и должен был быть похож. Здесь есть и одна смешная шутка, и комичная схватка в стиле «Мистер и миссис Смит», и относительно нормальные диалоги.

В общем, не лучший дебют вышел у мсье Сен-Макари. Возможно, он и сам в этом виноват, ведь он числится как один из сценаристов. Но, зачем находить виновных, если это уже случилось, и никто не задушил змея (каламбур по теме фильма) в самом зародыше. Если попали на этот фильм, можете смело уйти перекусить на сорок минут и затем вернуться. Жаль, но половину стоимости билета вам никто не вернёт.


Просветом в этом психотерапевтическом аду была программа короткометражек, в которой были и анимационные, и игровые, и анимационно-игровые картины. Самыми запоминающимися были «Любовь-морковь», «Garden Party», «Красно-сине-белый цвет моих волос» и «Negative Space». Впрочем, можете посмотреть и все девять. Они однозначно несут в себе больше пользы, чем два предыдущих фильма вместе взятых.

«Любовь-морковь» – это история о том, как каннибал влюбился в вегетарианку. Жил, он не тужил, шинковал своих пациентов (он ведь стоматолог), делал из них мясные кексы, как вдруг влюбился в соседку. Всё бы хорошо, но он терпеть не может овощи и, казалось бы, это конец. Но, для любви нет преград.

Интересен этот фильм, в первую очередь, манерой исполнения – анимация соседствует с живыми актёрами. Довольно жуткие кадры с отрубанием голов, переработкой людей в фарш, убийством ещё живых антропоморфных фруктов становятся мягче, благодаря оформлению фильма в пастельных тонах. Всё очень цветастое, но не «вырвиглазно яркое» – стены, продукты, костюмы персонажей с причудливыми причёсками.

Подаётся сюжет с помощью титров, как в немом кино, потому как реплик у персонажей нет и играют они преимущественно при помощи мимики, что выходит весьма неплохо. Лица очень выразительные и пластичные, это придаёт происходящему на экране живости и динамики. Словом, отличная работа с актуальным сюжетом (особенно, для казахстанцев). Будем надеяться, Акселя Курье заметят и дадут попробовать себя в полнометражном формате.

Следующая работа «Garden Party» ‒ очень красивый, практически фотореалистичный мультфильм, повествующий о лягушках, обитающих на территории заброшенного коттеджа.

Соблюдая законы реального мира, лягушки не говорят, и история подается исключительно визуально, через окружение. Жабы и лягушки всех мастей шастают по роскошным спальням, забитым кучами дорогой одежды, по двору, где стоит «Ferrari», покрывшийся слоем пыли и грязи, по кухне, где валяются испорченные продукты. Всюду дыры от пуль, пистолет у пульта управления, сломанные камеры ‒ только хозяина не видно. «Garden Party» очень красив. Шести режиссёрам, что снимали этот фильм, удалось рассказать полноценную историю за семь минут. Получилось и выразительно и интересно – весьма редкое сочетание.

«Красно-сине-белый цвет моих волос» рассказывает историю об иммигрантке из Камеруна, которая закончила школу и теперь мечтает официально стать гражданкой Франции. Но, чтобы получить удостоверение личности, ей предстоит преодолеть несколько трудностей, вроде отца, который противится тому, чтобы его дочь стала француженкой.

Картина снята очень профессионально и в целом, выполнена на высоком уровне, как с точки зрения операторской работы, так и актёрской. Ракурсы и планы выбраны очень удачно, ничего лишнего. Актёры вполне убедительны, особенно главная героиня, которой по-настоящему веришь.

И последнее творение, о котором стоит упомянуть ‒ фильм «Negative Space», выполненный в стиле stop-motion-анимации. По сюжету, у главного героя умирает отец. Он запоминается ему тем, как в детстве учил его собирать свой чемодан. Трагедия в том, что только этим отец герою и запомнился, и в памяти кроме этого ничего нет, прямо как в гробу его отца – «столько места зря пропадает».

Фильм хоть и не столь красив, как мультфильмы «Aardman», например, – угловат, довольно кустарно сделан, но прелесть его не в этом. Длится он всего пять с половиной минут и этого вполне достаточно, чтобы донести мысль, заложенную авторами. Если неказистая обёртка не отпугнёт вас, то глубокая мысль точно поразит.

Что можно сказать по фестивалю, в целом? Как говорилось на пресс-конференции 11 апреля: во Франции в год производится 300 картин, 30 из которых покупает Казахстан. Следовательно, все показанные на фестивале фильмы, кроме короткометражек, рано или поздно выйдут в отечественный прокат – «Такси 5», «Великолепная», «Миссис Хайд», «Мектуб», «Моя бывшая подружка», «12 мелодий любви».

Возникает вопрос: неужели это самые достойные картины, которые должны ассоциироваться с кинематографом Франции сегодня? Тут только к «Великолепной» нет особых претензий, кроме того, что это самая обычная романтическая комедия, абсолютно ничем не выделяющаяся, коих за годы существования кинематографа наберется десятки тысяч. Насчёт «Миссис Хайд» и «12 мелодий любви» говорить не берусь, так как их вовсе не видел из-за неудобного графика фестиваля. К остальным фильма претензии уже высказал: почему именно эта вульгарщина была достойна представлять французский кинопром не только в РК, но и в других странах СНГ? Если это лучшее, что они могут нам показать, то становится страшно за индустрию в целом. И если в «колыбели кино» сегодня умеют снимать только такой низкокачественный ширпотреб, значит уже забыли, что когда-то на свет появлялись «Такси», «Леон», комедии с Луи де Фюнесом, фильмы Трюффо, Брессона и многих других грандов, показавших миру на что способно французское киноискусство. Нынешними творениями французское кино гордиться точно не может.

 

Благодарим компанию Sulpak Cinema за приглашение на фестиваль «Французское кино сегодня».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *