Киноокно в Европу

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

С 16 по 19 мая в Астане проходил фестиваль Европейского кино, организованный Представительством Европейского Союза в Республике Казахстан и посольствами государств-членов ЕС.

Критика европейское кино давно стала привычным делом для тех, кто хоть немного разбирается в вопросе. Оно и понятно – поводов предостаточно. Тут вам и страшнейшая «социальщина», и зацикленность на одних и тех же вопросах, и элементарно, художественная скудность и невыразительность. Однако, прошедший фестиваль показал – хорошее кино в Европе все еще снимается. Обсудим некоторые образцы его.

 «Марафон» (Нидерланды, 2012).

Фильм стоило бы отметить уже за то, как легко и почти виртуозно он обходится с пресловутой голландской ментальностью. Все темы, давно превратившиеся в стереотипы (однополая любовь, пиво, «красные фонари») в фильме есть, но совершенно не напрягают. Секрет на удивление прост: ни одна из пикантных тем не является фильмообразующей. Они все проходят вскользь, как бы по обочине основного повествования, а потому оказываются полезны для колорита, но при этом совершенно не губительны для основной истории. А она между тем о дружбе. Четверо друзей держат автомастерскую, которая терпит убытки. Чтобы покрыть долги друзья решают пробежать марафон, но проблема в том, что они куда сильнее дружат с пивом и сигаретами, нежели со спортом. Понятно, что именно этот диссонанс основной источник юмора картины, однако в сценарии нашлось место и вербальным шуткам, временами весьма удачным. При этом фильм вовсе не комедия, а драма с примесью юмора.

Марафон-2

«За жизнь», как говорят в народе. Реалистичность происходящего стоит на четырех китах-друзьях. У каждого из них своя история, и к чести создателей стоит отметить, что все линии доведены до конца, а персонажи раскрыты. Разумеется, фильм состоит не из одних только плюсов. На художественное выражение он скуповат, герои хотя и искренне, но все же совершенно нехаризматичны, а сюжет в целом довольно предсказуем. Впрочем, пара-тройка лихих поворотов в нем таки найдется. Оттого и интересно.

 «Семья Никки» (Словакия, 2011).

Документальный фильм в центре внимания которого история англичанина Николаса Уинтона, спасшего из оккупированной нацистами Чехословакии почти семьсот детей. Личность по сути уникальная, под стать знаменитом Оскару Шиндлеру, только вот основой для масштабной игровой картины его жизнь отчего-то до сих пор не стала. Зато, удостоилась внимания документалиста Матея Минача, который не ударил в грязь лицом. Фильм вышел сильным, что называется «на 10 из 10», но секрет успеха отнюдь не только в главном герое. Он еще и в воплощении.

Семья Никки-2

Оживляя историю, Минач использовал самые проверенные ходы и трюки, известные современной документалистике. Он «перелопатил» недюжее количество хроники, оживил ее звуками, реконструировал события пусть немного наивно, но действенно, но главное, он рассказал историю с помощью спасенных детей. Десяток старичков и старушек, окруженных юными учениками, внуками, слушателями поведали нам о том, как благодаря стараниям Уинтона, они оказались в Англии. Услышали и увидели мы и самого Уинтона, которому на момент съемки было сто лет. (Он умер 1 июля 2015 года.) Тонкая режиссерская работа, с обилием по-настоящему сильных ходов легко удерживает зрительское внимание на протяжении полутора часов. Конечно, магнетизм самого персонажа тоже часть успеха, однако неподдельный интерес режиссера виден в каждом кадре. Все элементы повествования стоят на своих местах и образуют единую картину. Единственное, за что стоило бы пожурить режиссера, так это за то, что он совершенно выпустил из рассказа всю жизнь героя после войны. Возможно акт спасения детей и был самым ярким пунктом биографии, однако дело Уинтона сегодня живет, а значит стоило бы задержаться на этой уникальной истории чуточку подробнее.

 «У кошек нет головокружения» (Португалия, 2014).

Смотреть эту картину стоит по двум простым причинам. Во-первых, фильм качественно и красиво сделан. Режиссер Антониу-Педру Вашконселуш конечно не революционер португальского киноязыка, но и в изобретении велосипедов как-то не замечен. Он всегда «пляшет от печки» то есть – от материала и делает это очень деликатно. Фильм не выпячивет светотени или операторскую работу, но при этом крайне выверено концентрирует ваше внимание на мелочах равно как и на больших элементах. Работают детали, работает подача, работают краски и цвета. И все это без арт-хаусного насилия над разумом,  все благодаря блестящей актерской игре центральной актерской пары – Марии ду Чиу Герра и Жуана Жезуша.

У кошек нет головокружения-2

На месте и остальные актеры. Ни один персонаж в фильме не выпадает и не появляется просто так – все на своих местах. Отсюда, собственно и вторая причина. Парадоксальная история дружбы между пожилой вдовой и уличным хулиганом вполне могла бы стать провальной стилизаций под Болливуд, но благодаря умелой режиссуре стала в итоге трогательным эссе на тему «встретились два одиночества». Главный плюс фильма поразительный баланс между смешным и трагичным, жестоким и нежным, реальным и воображаемым. Да, есть в паре эпизодов легкий сериальный флер, но полностью нивелирован последней сценой. И вообще, придираться к там светлым фильмам как-то совестно.

 «Команда мечты 1935» (Латвия, 2012).

Стоит сразу оговориться, что это пожалуй один из самых слабеньких фильмов программы и что проблем у него «полна коробочка». Тут и откровенная дешевизна производства, сквозящая из каждого второго кадра, и прямой как топор сюжет с предсказуемыми перипетиями, и откровенные технические огрехи. Но есть и один плюс, ради которого можно потерпеть даже непривычную нам специфическую актерскую игру. Спортивный дух. Фильм о баскетбольной команде, вопреки всему ставшей первым чемпионом Европы сделан так, как подобает нормальному спортивному фильму.

Команда мечты-2

Тренировки в нем не мимолетны, сплочение команды строго акцентировано, препятствия четко обрисованы и расставлены драматургически точно. Все сделано так, будто режиссер сам спортсмен и во время съемок думал только о съемках. Серьезно, повествование не виляет, ненужных движений и сюжетных линий нет. Лаконично и строго. И что примечательно, есть ощущение старого фильма, аккурат 30-х годов, когда глядя на экран сразу понимаешь кто хороший, кто плохой и где подвох. Однако монтаж нивелирует дешевизну, драматургия вытаскивает тему и вот вы уже болельщик сборной Латвии по баскетболу. Магия кино!

 «Стена» (Австрия, 2011).

По форме современная робинзониада, по содержанию – философия одиночества в чистом виде. Экранизация одноименного романа Марлен Хаусхофер, очевидно испытавшей на себе легко влияние Сартра и иже с ним. Работа сложная. Экранизировать историю с одним единственным (притом женским) персонажем, выживающим в горах – значит бросать вызов не только себе, но и в первую очередь зрителю. Вы не узнаете причин случившегося, не увидите финала, вам даже не назовут имени главной героини! Потому что все это не имеет значения. Важна лишь суть происходящего – экзистенциальная до нельзя, человеколюбивая и глубокомысленная в высшей степени.

Как вам такое описание сюжета: «В доме, затерянном в горах, женщина с грубо остриженными волосами, синевой вокруг глаз и скулами, обострившимися от месяцев скудной жизни и тяжелого физического труда, ведёт дневник ‒ на оборотной стороне истлевших, потерявших смысл календарей, под надсадное карканье ноябрьских ворон. Не ради удовольствия от письма ‒ чтобы выжить и спастись от безумия». Если желаете посмотреть фильм – не читайте подробных описаний и учебников по философии. Просто смотрите и думайте. И для того и для другого основания есть. «Стена» ‒ уникальный образец гармонии формы и содержания, где мысль рождает изображение и наоборот.

«Мандарины» (Эстония, 2013).

Филь о котором что-то знают даже те, кто никогда его не смотрел: фестивальный, раскрученный, злободневный. Хороший фильм, вероятно даже нужный, но все же, кажется, несколько переоцененный. Главным образом потому, что выглядит пресновато, для заявленной темы. А соль вот в чем.

Не все герои прописаны, не все образы раскрыты; переходы от смеха к грубости и наоборот предсказуемы, эскалация конфликта откровенно купирована, а акцент сделан не на реалистичность повествования, а на некую притчевость. Теперь представьте себе, что в доме старика-эстонца, оказываются два раненых бойца противоборствующих сторон грузино-абхазского конфликта, и вы поймете, насколько важны вышеизложенные нюансы.

«Эми» (Великобритания, 2015).

Еще один документальный фильм программы. Проще. Легче. Особого упоминания заслуживает разве что колоссальная работа с архивным материалом, проделанная создателями. Фильм полностью построен на домашней и телевизионной хронике жизни Эми Уайнхаус, подкрепленной аудиозаписями интервью.

Респонденты в кадре отсутствуют, песенному творчеству уделено не меньше внимания, чем наркотическим экспериментам, но если вы не поклонник певицы, фильм, скорее всего, пройдет мимо сердца и ума. На «Оскар», вероятно, тянет, а вот не повторный просмотр – нет.

«Морщинки» (Испания, 2011).

Единственный представитель анимации. Весьма специфический. Рисовку подобную мы уже встречали, а вот тему, кажется нет. Главные герои мультфильма старики Эмилио и Мигель, доживающие свои дни в доме престарелых. Они антиподы друг друга и окружающей реальности и в этом, единственная изюминка драматургии.

В остальном же сюжет беспросветен: борьба, безысходность, предопределенность. Если целью фильма было «подгрузить» зрителя, то выполнил он ее на отлично. Однако повествование несколько тяжеловесно, а линии героев лишены четкости, их прошлое так и осталось для нас неизвестным, а это явное упущение.

Вот такое Европейское кино нам показали. Есть еще порох, не все потеряно. При случае посмотрите, если наткнетесь – не пожалеете.

 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *