ЕВРАЗИЯ – 2016: В поисках любви. Часть 4.

АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.

Дневниковые заметки о кинофестивале. День пятый.

Кино – удивительный мир, в котором пересекаются все будущие и прошлые мгновения жизни, отражаясь в прекрасном сегодняшнем – настоящем. И встречаются на пути документальные фильмы, которые, запечатлевая яркие личности и моменты их творчества, личные переживания, дарят осознание личного пространства. Жанр портрета всегда сложен и неоднозначен. Это либо прямая фиксация образа жизни и фактов героя со стандартным сюжетным построением (родился-жил-пришел к успеху), либо использование образа героя, как обобщенного образа времени или явления. Однако есть и портреты, будто полотна импрессионистов, где цветовые пятна под определенным взглядом обретают форму и мысль, и еще, конечно, чувство.

Таковой для меня стала картина «Алан Бурибаев: секреты волшебства» режиссера Ермека Шинарбаева. Классическая по своему композиционному построению, она звучит в моцартовских тональностях радости и света. Здесь главным образом обозначена тема творчества – прекрасного, радостного, всеобъемлющего искусства дирижера Бурибаева. Режиссер постепенно, но с большой любовью преподносит героя зрителю. Начиная с небольших синхронов, Шинарбаев  вводит зрителя в пространство дирижера. Сначала это театр и работающие в ней люди (оркестр, художники, режиссер) – герой и общество, затем это работа над оперой «Абай» – герой и творчество, что и является образом самого героя. Построенный по принципу от общего к частному, от загадки к разгадке, фильм с самого первого появления Бурибаева обозначает его фигуру как центр притяжения настоящего искусства – музыки и театра. Стоит отметить, что важным эпизодом здесь является работа с оркестром,  которая характеризует героя, как неистового, по-хорошему одержимого красотой музыки дирижера. Важно отношение к национальному наследию музыкального искусства – к родной для героя в разных смыслах слова опере «Абай». По сути, опера А. Жубанова тождественна образу А. Бурибаева: наполненная красотой казахских мелодий, она создана в лучших традициях классической оперы, также как, по признанию главного героя в нем живут и европейская культура, и красота родной земли.

Об этой картине можно рассуждать еще долго и анализировать еще глубже, но для меня лично она стала близкой, а для каждого из зрителя откровенной, потому что наполнила нас через красоту выдающегося музыканта красотой и величием самого необъяснимо выразительного искусства – музыки.

А еще красотой кино, которое способно раскрыть все возможные секреты волшебства, потому как само по себе кино – магия.

Александра Поршнева

Киновед. Член Ассоциации кинокритиков Казахстана. Член FIPRESCI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.