Дилемма «Высотки»

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

Стандартная ситуация нашего проката: фильм достойный внимания шел  где-то на задворках премьер и имел непросительно малое количество показов. Речь о «Высотке» Бена Уитли.

Однако, как всякий стоящий фильм, этот имеет две стороны медали. С одной – рекомендация «Смотреть». С другой – «Не смотреть». Разберем обе.

Смотреть стоит уже даже ради истории. Прошлогодний «Лобстер» заставил англо-саксонский кинематограф поверить в рентабельность анти-утопий, и как результат – экранизация книги одного из лучших британских фантастов – Джеймса Балларда. В центре внимания небоскреб, он же модель идеального общества будущего в которое заселяется главный герой – физиолог Лэнг. Вопреки всем ожиданиям, отнюдь не его приход,  меняет ситуацию в высотке. Кризис назревал и случился. Социальная лестница пошатнулась, и общественный порядок затрещал по швам.

Именно эта тема лежит на поверхности сюжета – неравенство, классовая вражда. Благодаря исполнению фильм не выглядит как документальная хроника штурма Зимнего дворца, а напротив, кажется почти сюрреалистической сумятицей, где веселые краски Дали, оборачиваются черными красками Гойи. Уитли прыгнул выше головы, хотя опыт ужастиков не пропал даром и это чувствуется в сценах всеобщей вакханалии и жестокости. Подано все это мастерски. Блестящую актерскую игру Тома Хиддлстона, Джереми Айронса, Сиенны Миллер, Люка Эванса дополняют весьма удачные режиссерские решения. Осечки по этой части, конечно, есть: что-то подано в лоб, что-то легко предсказывается, но в целом, форма весьма убедительна для произведения с мощнейшим двойным дном. Очень умелая камера, продуманный монтаж. Может не везде роскошная графика, но зато использована она крайне деликатно, а главное – уместно. Арсенал современного кинематографа, в кои-то веки, используется не для бездумного экшена, но для тонкой и вдумчивой работы.

Ровно на эту же тонкость работает музыка. Саундтрек к фильму написал не кто-нибудь, а Клинт Мэнселл в свое время поработавший и над «Реквиемом по мечте», и над «Фотаном» и над «Луной 2112». Не подвел и на этот раз, фильм исключительно приятно звучит. А еще (не сочтите за рекламу) в нем отменный кавер песни «S.O.S.» «Аббы», исполненный малоизвестной в наших широтах британской трип-хоп группой «Portishead». Тут конечно, похвалы не только им, но и режиссеру со сценаристом, ибо в контексте фильма, песня вдруг приобрела, общечеловеческое значение. Переведите. Посмотрите. Послушайте.

Ну, а теперь о том, почему же фильм смотреть не стоит. Причина тут всего одна и кроется как раз том самом мощнейшем двойном дне. Социальные дрязги – это лишь вершина айсберга, и если вам совершенно не хочется разбираться в хитросплетениях символических линий и значений, то и смотреть «Высотку» незачем. Ссылок и аллегорий здесь превеликое множество, и упрекнуть создателей можно лишь в том, что многие из них читаются уж слишком легко. Однако прочесть еще не значит понять, кроме того, есть в фильме вещи и не очевидные, как то смерть Бога по Ницше, «Божественная комедия» Данте или особенности жизни римского патрициата. Словом «Высотка» ‒ это такая квинтэссенция европейской культурно-философской мысли, которая хотя и сформирована литературным первоисточником, все же весьма толково перенесена на экран. У каждого героя здесь свое значение, каждый герой здесь олицетворяет ту или иную сущность, а уже за этим стоят темы и проблемы куда более глобальные нежели «звериный оскал капитализма».

Часто ли вы без особой причины раздумываете над вопросами сущности Человека, губительной прямолинейности правды, пассивной позиции добра и всепрощения? Если нет, то, фильм непременно навяжет вам эти мысли. Его форма: неторопливый ритм, приглушенный тона, медитативное звучание – все работает именно на это, однако фильм есть фильм, пока сменяются перипетии, зациклиться возможно только на одном вопросе: а почему это я никому не сопереживаю и не сочувствую? Почему даже главный герой не вызывает ощущения сопричастности? Ответ на этот вопрос в фильме тоже есть. Но готовы ли вы искать?

 

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *