ЕВРАЗИЯ – 2016: В поисках любви. Часть 2.

АЛЕКСАНДРА ПОРШНЕВА.

Дневниковые заметки о кинофестивале. День третий.  

Прошел третий день кинофестиваля, который принес как положительные эмоции, так и ощущение отчуждения.

На пресс-конференции с создателями фильмов вчерашней программы («Прикосновение ветра», «Чума в ауле Каратас») было достаточно контрастно. Композитор Анджей Петрас и продюсер картины Анастасия Разлогова рассказали о некоторых интересных моментах при съемке картины: о работе с актрисой Юлией Ауг, о создании оригинального музыкально-изобразительного фона, находящегося на стыке западной и восточной культур. И в целом встреча прошла замечательно, за исключением некоторых вопросов, находящихся в плоскости очевидных. Адильхан Ержанов в очередной раз пытался донести, что понятие социального кино определенно неверное – кино, в принципе, как искусство социально. Звучали повторяющиеся вопросы о времени суток съемочного процесса. В итоге Ержанову не оставалось ничего кроме как разжевать картину, объяснив чуму как косность мышления. После рассказа о разборе фильмов на фестивале «Киношок» (где А. Ержанов получил Гран-при), режиссер утвердил, что критики в нашей стране нет, потому нет настоящего осмысления и разбора кинокартин. Кажется, чума в тот момент действительно была среди нас…

То самое ощущение отчуждения возникло в момент так называемого круглого стола под названием «Кинопроизводство Казахстана: тенденции, жанры, люди». Потому как круглым столом со всеми вытекающими обсуждениями, разговорами и разборами полетов, это и не назовешь. Хэдлайнерами мероприятия стали Акан Сатаев, Нуртас Адамбай, Жасулан Пошанов, которые и собрали вокруг себя толпу поклонников. Здесь же были продемонстрированы тизеры и трейлеры выходящих в скором времени на экраны фильмов «Тараз», «Районы» и «Путешествие в Кашгар». Здесь же скромно представил свою картину «Свидетель дела №6» Серик Абишев, которая, надо отметить отличается не только независимостью бюджетной, но и идейной, потому как картина создана в рамках движения «Партизанского кино» со всеми вытекающими художественными изысканиями. Жасулан Пошанов представил невообразимую экшн-историю о Чокане Валиханове, где известный исследователь был по желанию авторов представлен как казахский Индиана Джонс. Надо сказать, что чувства это заявление вызвало смешанные, и не от того, что мы застряли в традиционализме (в отрицательном понимании этого слова – «чума»), а от того, что известная личность, чей трагический образ был отражен в прекрасном фильме «Его время придет», становится комиксовым персонажем. Всё упрощается и становится плоским. И любви во всём этом не чувствуется.

Ложку меда в котел искусственности добавили результаты Питчинга. Победителями трех главных номинаций (а третью специально учредили Джованни Роббиано и Биргит Боймерс) стали Катерина Суворова с документальным проектом «Из жизни планет», получившая пост-продакшен на студии «Кубик», Аян Найзабеков, чей проект «Безмолвное путешествие» стал лучшим короткометражным проектом, и выигравший работу над сценарием с Джованни и Биргит «Английский для начинающих» Вениамина Илясова. От себя хочу добавить, что очень верю в ребят, так как за каждым из них стоит творчество, в котором есть место и мыслям, и чувствам, и особенному почерку. Картины Вениамина наполнены чувственностью и невероятной изобразительной культурой, сочетающей в себе элементы восточной миниатюры и шика Рустама Хамдамова. Аян – режиссер драмы, его темой являются отношения отцов и детей, которые на сегодняшний день воплотились в его дипломной работе «Отец». С творчеством Катерины Суворовой пока, к моему большому сожалению, не знакома, однако очень надеюсь увидеть ее картину «Завтра море» на фестивале «Клик» у нас, в Астане.

Так, в кадр современного кинематографа вошли три молодых кинематографиста, первой любовью которых является кино.

Александра Поршнева

Киновед. Член Ассоциации кинокритиков Казахстана. Член FIPRESCI.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *