ЕРЛАН НУРМУХАМБЕТОВ: «Я ВСЕГО ЛИШЬ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СНЯЛ ФИЛЬМ»

АНЕЛЬ ОСПАНОВА.

С 1 по 10 октября 2015 года в городе Пусан (Южная Корея) проходит 20-й международный кинофестиваль. В этом году в нем принимают участие более 75 стран, в том числе и из Казахстана.

Наша страна уже не раз показывала свои фильмы в его конкурсных и информационных программах. Так, в 2008 году 13-й МКП начался с показа казахстанского фильма Рустема Абдрашева «Подарок Сталину», где режиссер был одним из 9500 участников этого грандиозного мероприятия. В последующие годы в Пусане показывались фильмы Жанны Исабаевой, Данияра Саламата и других казахстанских кинематографистов. А в этом году«наш флаг» гордо несет режиссер, сценарист Ерлан Нурмухамбетов со своей новой картиной «Ореховое дерево»(Жанғақ тал), конкурсный показ которой в рамках секции New Currents («Новые течения») обозначит ее мировую премьеру.

обозначит ее мировую премьеру.

Ерлан Нурмухамбетов – один из немногих режиссеров, кто «по-настоящему» передает эмоции через экран, у кого есть собственный язык кино. На кинофестивале «Евразия 2015», он поделился последними новостями из жизни своего кинопроизведения.

— Ерлан Маратович, хотелось бы узнать Ваше мнение о международном кинофестивале «Евразия 2015».

— Самое главное, чтобы этот фестиваль был, а в каком формате, думаю, не важно. Конечно, хочется, чтобы формат стал больше и шире, в частности, чтобы представляли именно Центральную Азию. Это необходимо для того, чтобы режиссеры стремились к межрегиональным встречам, показывали азиатские премьеры, которые не мешали бы мировой или европейской. Нужно, чтобы фестиваль был востребован–каждый начинающий режиссер, хотел сделать премьеру именно на данном фестивале, чтобы отсюда уже распространялась дальнейшая дорога фильма.

отсюда уже распространялась дальнейшая дорога фильма.

— Я знаю, у Вас есть награды от «Евразии», можете их перечислить?

— Да… есть (улыбается).

2007 г. – «Прощай, Гульсары!». Соавтор сценария и сорежиссер. Производство АО «Казахфильм», ТОО«Ардфильм». Гран-при  МКФ «Евразия-2007» (Казахстан).

2011г.  – «Перед грозой». Соавтор сценария и сорежиссер. Производство «Osaka-hu» (Япония), продюсерский центр «СКИФ», киностудия «Аsau art films».  Гран при VII МКФ «Евразия» (Казахстан).

Не так давно вы закончили съемки своей новой картины «Жанғақ тал», расскажите о ней, пожалуйста. Какова ее дальнейшая судьба? Получилась ли она такой,какой Вы ее представляли?

— В целом да, получилась. Я очень доволен. Почему вообще возникла идея снять такой фильм? Там присутствуют три сцены, которые я снял так, как хотел, и как чувствовал. В общем, по сюжету, конечно же, у вас возникнут вопросы, картина сама по себе несет добрый посыл, впрочем, скоро сами увидите.

— «Ореховое дерево» участвует на Пусанском международном кинофестивале, каковы ваши ощущения? Чего вы ожидаете?

— Да, будет мировая премьера. Если бы я был помоложе, лет так эдак 25-30,я бы…(смеется). Я и сейчас радуюсь,это совокупность твоего труда и всего коллектива. Конечно же, у каждого фестиваля есть свои задачи и ты должен их выполнить. Выполнив эти задачи, должен идти дальше, придумывать что-то новое, искать тех, кто заинтересуется твоим творчеством. Ощущения волнительные.

— Будет ли фильм показываться на больших экранах? «Ореховое дерево» останется фестивальным, или Вы дадите возможность увидеть его «большому зрителю»?

— Хочется,чтобы люди посмотрели, но фильм принадлежит киностудии«Казахфильм» им. Ш. Айманова, так как снят на ее базе,совместно с киностудией «Кадам». Всеми правами обладает «Казахфильм». Они строят стратегию, отправляют на фестивали, все вопросы решает менеджер киностудии. Я всего лишь маленький человек, который снял это. Если они решат, что фильм может быть в прокате, и для этого напечатают копии, а это деньги,вы знаете, немаленькие, то фильм выйдет и для большого зрителя. Хочется, чтобы люди посмотрели эту картину: нашли себя в каких-то моментах, но понравится ли им фильм – это уже другой вопрос. Так как сюжет не такой: вот он тут плохой, а тут хороший.

Так как сюжет не такой вот он тут плохой, а тут хороший.

— Ерлан Маратович, покажите ли Вы фильм в университете КазНУИ, где вы преподаете?

— Если разрешат, конечно, я «за»! К сожалению, фильм не принадлежит мне, все права у «Казахфильма», не знаю, к счастью это или нет. Но я обязательно спрошу.

— Если не секрет, каков бюджет фильма?

— Честно говоря, даже не знаю. Если бы я занимался сам этой картиной, или всё было бы как в советское время, когда режиссеры должны были знать о финансировании картины… Сейчас тенденция другая – режиссер занимается реализацией своей идеи, а все остальное – это дела исполнительного продюсера или администрации, т.е. людей, которые взвалили на себя все эти денежные хлопоты.Первоначально, я думал около четырехсот-пятисот тысяч. Сейчас я даже не представляю насколько возросла сумма, так как нужно было привезти всю команду на юг (кстати, съемки прошли в городе Ленгер, Южный Казахстан). Это значит, что нужно было где-то жить, что-то есть, и тому подобное.

— А сколько ушло времени на съемки картины?

— Сами съемки прошли довольно таки быстро – за тридцать пять дней, а вот на подготовку ушло около двух месяцев. В Алматы снимали месяц, думаю, в целом на создание фильма ушел год.

— Нравится ли вам работать с непрофессиональными актерами, или все-таки профессионализм берет свое?

— Не обязательно. Вообще, для съемок личностного фильма, скажем так, несюжетного, актеры профессиональные имеют меньше шансов, нежели непрофессионалы. Потому что, здесь нет поля для игры. Конечно, хорошо взять актера и сделать так, чтобы он не отличался от «простых людей». Еще тяжелее найти обычных людей, которые сыграют, так как нужно тебе – тех, кто не боятся камеры, не каждый может себе это позволить. Но энергия «простых людей» намного мощнее, и если направить все в правильное русло, то это еще больше помогает держать определенную энергию,а у «обычных людей» ее много. Актеры же, изо дня в день, играют какие-то роли, поэтому их энергия совсем иная. Их отличает разная структура, скорее всего, одни могут изжить роль и энергию, а другие нет.

Всегда нужно думать перед съемкой: сколько актеров тебе нужно профессиональных, а сколько нет. Я предпочитаю больше «простых людей», но на их подготовку уходит больше времени. А когда времени в обрез, тут уже спасают профессионалы.

— Спасибо вам, Ерлан Маратович, за беседу. Очень хочется посмотреть Вашу новую картину, и желаю Вам удачи на Пусанском кинофестивале!

Фотографии Евгения Лумпова

 

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.