Надежда Беркова.
Режиссер Жанана Курмашева о материнстве, учителях и мастерстве документалиста.
Жанана, предполагаю, что на создание документальных сюжетов «Мамы. Успеть везде» тебя сподвигло материнство.
Да, мне хотелось поговорить на эту тему. Я долго шла к тому, чтобы вообще начать съемки и сомневалась потому, что получила добротное классическое образование в уникальной мастерской особенных преподавателей.
Расскажи тогда, пожалуйста, о своих учителях, об уроках, которые стали, быть может, правилами жизни.
Асия Махтаевна Байгожина научила нас дисциплине, порядку в голове и организованности. Научила оформлять свои мысли на бумаге, познакомила нас со многими выдающимися людьми нашей страны и не только. Она всегда старалась расширить границы нашего восприятия и побуждала к действиям, к поиску, к образованию. Это человек, который видит картину целиком, и потом это видение выливается в масштабный проект. Асия Махтаевна − человек более общественный, а вот Владимир Викторович Тюлькин – не такой. И это так здорово, что мы учились сразу у двух мастеров, совершенно разных. Правила и приемы Владимира Викторовича я применяю в кино и по сей день. Считаю их основой основ.
На фото (слева направо) – В.В. Тюлькин, Жанана Курмашева, Алмат Жаксылык, А.М. Байгожина
Продолжим наш диалог о работе над фильмом…
На создание фильмов меня действительно подвигло материнство, желание понять, что это такое? Женщина может осознать, почувствовать себя в новой роли только после того, как сама станет матерью. Родив, я поняла, что все во мне меняется: и психоэмоциональное и физическое состояние, добавилась еще и социальная изоляция. И тогда мне стало интересно: а как живут другие мамы, как справляются они? После этого я просто не могла сидеть дома, ничего не делая!
По всему видно, что в кругу новых интересов ты и нашла своих героинь. В организации помощи мамам, открытой одной из них, и сложились контакты, верно?
Да, я узнала, что есть такой центр «Урбан Мама» – коворкинг для мам, где они могут работать на компьютере, проходить какие-то курсы, а в это время в соседней комнате за твоим ребенком присмотрит няня. Основала центр Тамиля Анчуткина. Я искренне удивилась: мама с ребенком на руках открыла центр! Позже познакомилась с другой мамой на лекции по грудному вскармливанию. И все как-то не специально для съемок. Когда я узнала этих женщин, мысли как паззлы стали складываться в идею будущего фильма.
На фото – Тамиля Анчуткина
Одно из достоинств героинь – умение рефлексировать, осмысливать происходящее с ними, с другими, с обществом. Этим они и интересны, их монологи очень впечатляют.
Когда я начинала, я не знала, каких конкретно мам буду снимать. Поставила главную задачу – раскрыть женщину с разных сторон. Определила три ипостаси: женственное начало, обволакивающее материнское начало и женщина как личность.
Претенденток изначально было больше? Потом постепенно выделились эти три замечательные женщины, и на их примерах уже выстроились три истории?
На фото – героиня Алеся Нугаева
Я хотела сделать цикл и не думала останавливаться на какой-то определенной серии, задумав 10 фильмов. Были мысли кого-то привлечь: продюсера, оператора. Но не получилось. В принципе, меня устраивало то, как я сама со всем этим справляюсь. С другими мамами я тоже разговаривала, но у кого-то не было времени, кто-то забывал об этом, кто-то просто не отвечал и так далее. Сначала их было немало.
Думала ли ты когда-нибудь, что станешь режиссером? Долгое время считалось, да так и было, что это мужская профессия!
У меня никогда не было мечты стать режиссером. Я училась в специализированной музыкальной школе, это было классическое, очень строгое образование. Родители готовили меня к консерватории. Я была не лучшим, но хорошим пианистом. Но меня это не устраивало. Вдальнейшем могла бы стать преподавателем или концертмейстером. Только этого было мало. И я спрашивала себя: что я могу, что еще я умею? Подумывала о психологии, и даже хотела стать диктором. У меня грамотная русская речь, хорошая дикция. Куда же мне идти? В какой-то творческий ВУЗ? Приехала поступать в Алматы: туда сходила, сюда… Мама мне тогда сказала, что надо просто поступить, и впоследствии, если что-то не понравится, перевестись на желаемую специальность. Можно сказать, я случайно попала к Асие Махтаевне. Сейчас вспоминая себя ту, не понимаю, как я вообще поступила, набрала высший балл и оказалась в Академии искусств. Помню, Маргарита Владимировна Соловьева спустя годы рассказывала, что она думала обо мне: «Она такая маленькая, не понимает, что к чему… Зачем она вообще сюда пришла?» Постепенно, наблюдая за мной, она стала замечать, как я начала раскрываться. Только спустя полгода стали исчезать мои зажатость, сдержанность, строгость к себе. В общем, я никогда не собиралась быть режиссером. Но на лекциях, занятиях по мастерству Владимир Викторович так воодушевлял, что я почувствовала, что мне не надо никуда уходить… Может я не совсем профессиональный режиссер, но мне очень нравится раскрывать людей. Думаю, это потому, что через них я раскрываю себя.
Лет 5 назад мы записывали интервью с Владимиром Викторовичем, и я знаю, как он выстраивает собственную линию педагога и методиста. А Асия Махтаевна?
Если Владимир Викторович больше в человеческую душу глубоко погружается, то Асия Махтаевна старается тему шире охватить. Например, она говорит: «Я снимаю уходящих личностей нашей страны, это наше наследие. Я считаю, что их нужно запечатлеть сейчас для того, чтобы оставить наследие для наших потомков. И так как этого никто не делает, это делаю я». Ее глубина в этом – в стремлении оставить наследие.
Через людей запечатлеть образ эпохи. А Владимир Викторович обращается к людям простым и одновременно сложным, травмированным, раненным судьбой, и открывает их души… Какие фильмы учителей ты пересматриваешь?
Давно не пересматривала, но запомнился «Повелитель мух». Ранние фильмы мастера мне ближе, чем последние. Конечно назову фильм Асии Махтаевны о событиях декабря 1986 года. Когда видишь подлинную хронику, понимаешь, насколько важно запечатлеть время, которое больше не повторится, и о котором ты мог только догадываться. Это оставляет неизгладимый след.
Есть в истории документалистики работы, которые произвели впечатление или повлияли как-то на твои представленния о кино?
Фильмы Сергея Дворцевого «Счастье», «Трасса» и другие его работы. Еще во время обучения я пересматривала их и с каждым просмотром все глубже постигала их смысл. Косаковский мне тоже очень нравится. В его работах столько глубины, к которой ты не всегда готов…
Как в тебе вызревает замысел?
Я делаю заметки, пишу сценарий, изучаю героя, намечаю для себя какие-то болевые точки, но самое интересное в документальном кино – это жизнь, она сама ведет свою линию. Будто в частном твоем случае начинают действовать законы мироустройства. Владимир Викторович говорил: «Когда тебя что-то очень зажигает и ты хочешь сделать это от всей души, то жизнь и Бог помогают». И знаете, это действительно так.
Я заметила в тебе обостренное чувство справедливости. Предполагаю, быть режиссером − это беспокойство особого рода. Представляю в тебе это беспокойство как желание сказать что-то важное, попробовать через мам высказаться. Так что важного было сказано благодаря мамам-героиням с экрана?
Что главное – быть собой. Позволить себе быть любой, не загоняя себя в какие-то рамки и представления о том, что мама и жена должна быть такой-то и такой-то. Я знаю, что есть какие-то правила, мораль, психология, но я не могу действовать в собой же придуманных рамках. Когда эти рамки становятся все уже и уже, ты понимаешь, что ты себя просто загнала, что выбраться из них не можешь… Что же касается обостренного чувства справедливости, то раньше это было связано с максималистскими взглядами, например: «Женщинам дорогу!» или «Государство должно…» и т.д. Сейчас, как мне кажется, я стала терпимее. Но когда пренебрежительно, с насмешкой относятся к женщинам-режиссерам или к каким-либо способностям женщины, честно скажу, меня это задевает.
На фото – Жанана Курмашева
Слушаю и думаю, что в трехчастном фильме, посвященном трем женщинам, могла бы появиться четвертая часть, в которой можно было бы рассказать о самой себе, о том, как с малышом на руках шла на съемку, отбирала материал, монтировала.
Сначала я так и планировала. Но когда обдумывала, как это сделать, мне показалось это слишком примитивным приемом, как видео для ютуба. И я решила не выстраивать собственную линию.
В каких еще проектах ты принимала участие?
Самыми масштабными и интересными для меня были семинар «Eurasia.doc. Сценарная мастерская для авторов документального кино» и участие в 5-серийном документальном фильме «Мне двадцать лет!», который мы снимали всей мастерской с операторами группы Рената Косая. Мы тогда учились на 3 курсе. «Казахфильм» доверил нам проект только благодаря авторитету наших мастеров. Этот проект помог нам пройти все этапы кинопроизводства: от условий финансирования, написания сценария, съемок, монтажа до премьерного показа. А сценарную мастерскую для авторов документального кино проводили французские режиссеры. Семинар проходил в два этапа: сначала мы писали сценарий, прорабатывая мельчайшие детали замысла, затем эти сценарии мы представляли на питчинге европейским продюсерам.
Кто из твоих однокурсников подтверждает преданность профессии?
Недавно сняла документальный фильм Диана Жилкенова. Мерей Маханов занимается съемкой клипов и планирует снимать игровое кино, Алмат Жаксылык работает в Телерадиокомплексе президента, Корлан Ибраева и Тимур Токушев написали сценарий для игрового фильма пару лет назад. Возможно, я не назвала кого-то еще. Не со всеми удается поддерживать отношения. Мне очень не хватает дискуссионной площадки, творческого сообщества, подобного тому, что было во время учебы.
С какими фильмами приходилось принимать участие в фестивалях?
Самый фестивальный фильм − «Женя». Его показывали в Москве, Нью-Йорке, Ереване, Севастополе и в Алматы. Проект про бизнес-мам был на Центрально-Азиатском кинофоруме и Кыргызском женском кинофоруме, на кинофестивале «Байконур». «Мне – 20 лет!» – лауреат национальной премии «Кулагер».