Куанышбек Жакпаров.
О чем говорит зрителю словосочетание «казахстанский фильм ужасов»? О том, что эти понятия несовместимы? Возможно, но создатели фильма «Караман» решили рискнуть и за два года снять в этом жанре фильм, который не будет калькой со стандартных слэшеров и «паранормальных явлений».
Сюжет в фильме «Караман» начинается с того, что Арман со своей группой «чёрных-чёрных археологов» отправляются в чёрную-чёрную экспедицию, где их возможно ждёт артефакт – статуя «Караман», отлитая из чистого золота. Для того, чтобы её найти, нужно пройти в аномальную зону, в которой не работают часы, не ловит сигнал мобильной сети – словом, обычный отдых за пределами Алматы. Кроме того, «Карамана» найдёт только самый достойный, чистый душой человек.
Именно в последнем условии и кроется смысл всего фильма. «Караман» не фильм ужасов, а скорее философское рассуждение о том, что только человек с чистыми намерениями и благородными поступками достоин богатства. Жаль, что в реальном мире всё работает с точностью до наоборот.
Духи в этом фильме не устраняют персонажей одного за другим, а испытывают их. У каждого героя есть свои мотивы – кому-то нужно погасить кредит, иначе коллекторы заберут его здоровье и имущество; кому-то необходимо выплатить алименты, чтобы увидеться с дочерью. Помочь в этом деле может только золото, из-за которого герои готовы друг друга подставить или даже убить.
Густые леса, до которых пока не добралась цивилизация – лучше места для съёмки бюджетного фильма не найти.
Духи проводят героям сеанс экстремальной психотерапии рассказами об ошибках прошлого, испытаниями по Фрейду и материализаций в привлекательных молодых девушек. Этими самыми методами и выявляется достойнейший из достойнейших, который и не жадный, и не похотливый, и друга в беде не оставит, да и вообще ‒ один из режиссёров данного фильма.
Смысл, это, конечно, хорошо, однако в деле создания гнетущей атмосферы и постоянного страха смерти – провал. Атмосферу дружеского выхода на природу создать удалось. Атмосферу страха ‒ нет. Волки не пытаются никого загрызть, хотя подразумевается, что звери здесь лютые; подельники постоянно шутят друг над другом, словом, саспенса совершенно не чувствуется. Справедливости ради, саспенс не ощущается уже лет двадцать, если не больше и в более высокобюджетных картинах.
Откровенно говоря, пугать в «Карамане» даже не пытаются, потому что и цель была иной, и бюджет мизерным, учитывая, что музыку здесь «пиратят» (если музыку Тимати, применяемую не к месту, вообще таковой можно назвать). Видна дешевизна и в картинке – она не очень качественная, ей не хватает чёткости, однако надо отдать должное оператору, который сумел даже в динамичных моментах выдать стабильные кадры без лишних отклонений в стороны.
С актёрской игрой всё более-менее в порядке. В начале картину, конечно, портит очень фальшивый смех Филиппа Волошина, но в целом, всё ощущается относительно натурально. Непонятно только, зачем Асана Мажита привлекли ради двадцатисекундной роли типичного слэшерного «мяса» – с этим мог справиться кто угодно.
Также имеются вопросы к логике, вроде «зачем угрожать противнику рассказать обо всём другим на краю пропасти» или утверждение о том, что «фонарики здесь не работают», хотя потом весь фильм они как раз работают и т.д.
В итоге, «Караман» – это фильм, который худо-бедно старается донести до зрителя благие идеи, что в казахстанском массовом кинематографе случается так же редко, как «парад планет», например. Но, увы, делает он это недостаточно умело. Дешево в прямом и в переносном смысле.
Благодарим кинотеатр Cinemax Dostyk Plaza и компанию Sulpak Cinema