Ностальгирующий середнячок

Аружан Омирбаева.

На экраны страны вышел новый отечественный фильм «Класстастар». Продюсер картины ‒ Асель Садвакасова, режиссерское кресло досталось Ернару Нургалиеву, известному недавней работой «Брат или Брак».

«Класстастар» ‒ это типичная комедия, с хорошо знакомыми зрителю актерами. В картине снялись Даурен Айдаркулов, Асель Калиева, Рая Адыганова, Олжас Абай и, конечно же, сама Асель Садвакасова. На выходе мы получили легкую работу с щепоткой романтики и ностальгии ‒ историю об одноклассниках, встретившихся спустя 18 лет благодаря бывшей старосте, которая оповещает всех о тяжелом состоянии их классной руководительницы. Все герои тут же оказываются в маленьком кафе, где и начинают раскрываться через теплые воспоминания и нелепые истории, происходившие за школьной партой.

История проста, без хитрых поворотов и неожиданностей. Сюжет предсказуем, но никто от него и не ждал возможности удивиться. На фильм «Класстастар» нужно идти, только чтобы посмеяться, вспомнить школьные годы и погрузиться в приятную ностальгию. Фильм явно ориентирован не на детскую и подростковую аудиторию, он рассчитан на людей постарше и совершенно исключает шутки для «неокрепших умов». И это хорошо, давно пора было начать завлекать в кино не только зрителя 12-18 лет, ведь есть дефицит контента для более возрастной аудитории.

Юмор в фильме привычный ‒ отечественный: игра слов, построенная смешении казахских и русских слов, шутки, зачастую понятные лишь казахоговорящим людям. «Шалаказахский» стал уже почти достоянием, главной фишкой отечественных комедий, ведь зритель питает любовь к нему еще со времен «Нашей Казаши». Кстати, плюсом продакшена является то, что вы можете понять фильм, не зная казахского языка, так как в нем присутствуют субтитры. Это не может не радовать, ведь зачастую авторы заставляют зрителя самостоятельно разбираться в том, что говорят носители «шалаказахского». Хорошая тенденция (в недавно вышедшем «Сиситай» тоже не забыли об этом), похоже создатели казахстанских фильмов начали что-то понимать в работе со зрителем.

Возвращаясь к теме старого забытого шоу, хотелось бы отметить, что «Класстастар» не обошелся без переигрывающих актеров, из-за которых порой кажется, что смотришь старые записи «КВН». В частности, это второстепенные персонажи вроде директрисы школы или пресловутой классной руководительницы. Благо мелькают они в кадре не часто.

Большая часть этой комедии построена на выстебывании привычных нам образов реальности: прилежная, но не во всем идеальная староста; полицейский, которого чаще величают «мусором», нежели по имени; присутствующий на каждом тое тамада, чьи шутки опускают сами герои, явно указывая на их «плоскость» и т.д. К счастью создатели не стали пихать в картину глупые, неуместные «флэшбеки», разжевывающие и разъясняющие зрителю суть или юмор той или иной ситуации. Неумелое использование подобных приемов, часто наблюдаемое в нашем кино, обычно приводят к тому, что фильм становится похожим на дешевую «мыльную оперу». В этот раз миновало.

«Класстастар» не лишен, хоть и утрированной, но все же сатиры на нынешние семьи и школьную систему. Он также шутит и над простым народом, и над теми, кто уже «на коне» и считает себя элитой.

Отдельно можно отметить качественную операторскую работу, которой не часто могут похвастаться отечественные прокатные фильмы. Интересные планы, хорошая композиция ‒ оператор-постановщик Алехандро Чавес потрудился на совесть. В картине добротно обыграли разницу времен, ведь 18 лет ‒ немалый промежуток, и нужно было передать атмосферу не только наших дней, но и заканчивающихся девяностых годов. Это сделали путем демонстрации прошлого исключительно через объектив старой видеокамеры выпускника, ведущего запись от начала и до конца праздника. Эдакий POV (повествование от первого лица) в формате 4:3, который не часто бывает столь продолжительным, вне жанра «найденная пленка». Есть запись с намеренно плохим качеством, присущим технике того периода, есть одна единственная локация – школа, поэтому большую часть нагрузки по созданию разницы времен взяли на себя грим и костюмы. Вышло неплохо: броские платья, отдающие дешевизной, глуповатые прически и яркий неумелый макияж подросткового периода. «Настоящее» так же не изобилует разнообразностью локаций (кафешка, больница, школа), так что художнику-постановщику разгуляться было попросту негде.

Если же говорить о режиссерской работе, то… ‒ нечего. Актеры уже давно натренированы и привычно влачат свои роли, оператор дает симпатичный визуальный ряд. Никаким авторским почерком, тем более киноязыком тут и не пахнет. Зато к сценарию есть пара вопросов. Например, стоило бы дать персонажам больше отличительных черт или хотя бы чаще упоминать их имена в эпизодах школьного прошлого, чуть больше раскрыть юных одноклассников, ведь после перехода в наши дни, просто-напросто теряешься, и никого кроме главного протагониста и еще одного-двух героев не узнаешь. Тот же самый «мент» будет существовать для вас только в настоящем, т.к. вы и понятия не будете иметь, кем из одноклассников он был. Аксиома: если пишется сценарий со множеством равных по важности героев, нужно прописывать их всех, а не парочку. Кроме того, фильм не акцентирует внимание на любовной драме старосты, эта линия просто есть и всё. Возможно, она нужна для того, чтобы зритель мог лучше понять причину героини созвать класс или объяснить её чувство обиды и разбавить концентрацию шуток о прошлом. Но это лишь догадки.

В сухом остатке «Класстастар» ‒ это проходной середнячок. Неплохая подача, актеры – пионеры казахстанских комедий, история не об очередном путешествии группы казахов на неосвоенную территорию (аул, город, другая страна и т.д.). Будем надеяться, что на этом примере другие кинематографисты хотя бы поучатся тому, что не обязательно таскать одну неоригинальную историю по тысячам локаций и строить юмор лишь на том, что кто-то корчит глупые рожи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *