На фестивале документальных фильмов Qara ожидается большая премьера. Анимационный документальный фильм «Побег» Йонаса Поэра Расмуссена удостоился гран-при в Санденсе (2021) и имел сразу три номинации на Оскар. Иван Ардашов тезисно разобрал, какие художественные решения позволила реализовать анимация в этом доке.
Анимадок в последнее время становится все более востребованным. Этот вид анимации подразумевает упрощенное воспроизведение реальности, которое, взаимодействуя с документальной первоосновой, дает эффект синергии, где анимационная составляющая выделяет важное, позволяя авторам выдергивать из реальности элементы, тесно взаимодействующие с главенствующими темами историй.
«Побег» рассказывает историю Амина, беженца из Афганистана, который вынужден скрывать свою личность ради защиты себя и своей семьи.
Показательна с точки зрения режиссуры уже самая первая сцена фильма: герой пытается найти место в кадре, он оказывается то ниже, то выше, действуя по указке режиссера. В этой сцене лаконично описана главная тема фильма: с помощью такого простого приема показано состояние человека, ищущего место в этом мире, идущего по чужим подсказкам, пока он сам не находит «идеальное» положение.
Анимированные сцены, демонстрирующие прошлое и настоящее Амина, сопоставляются с архивными кадрами. Это создает уникальное пространство, где персонажи перемещаются между тем, что было, тем, что они помнят, и тем, что они чувствовали.
Анимационный формат выполняет несколько функций:
- экранный образ помогает скрыть личность героя, что дает ему возможность говорить открыто, не боясь быть узнанным в широких кругах.
- реконструкция средствами анимации позволяет показать события прошлого, не имеющие в качестве иллюстраций архивного материала.
- художественное осмысление особо эмоциональных сцен визуализирует те воспоминания, которые остались в подсознании героя в виде кошмара и смутных образов.
Анимация «Побега» выполнена в лимитированном формате: небольшое количество кадров в секунду с акцентом на эмоции и позы персонажей, временами перебивается спокойными сценами природы и мира, необходимыми для осмысления происходящего не только героем, но и зрителем.
Фильм умело манипулирует двумя техниками анимации: одной, приближенной к реализму, и другой ‒ экспрессивной. Такой подход не только углубляет понимание внутреннего мира героя, но и вовлекает зрителя, создавая ощущение личной причастности к происходящему. Недосказанность, встроенная в изображение, предлагает зрителю заполнить пробелы собственным воображением, превращая его в активного участника.
Дополнительным аспектом режиссуры являются переходы между этими двумя стилями анимации. Они отражают беспомощность героя перед потерей контроля над привычной действительностью. Так же, как и в жизни героя, переходы происходят плавно, но неизбежно: окружающий мир меняется, но Амин неспособен повлиять на эти изменения.
Особенно интересно использование холодной цветовой гаммы во время экспрессивных эпизодов. Оно помогает осознать, насколько глубоко герой зарыл переживания в своем подсознании. Редко мы обсуждаем идею ужаса в контексте анимации. Ведь анимационному фильму сложно напугать зрителя в буквальном смысле. Однако создание глубинного, проникающего ужаса ‒ это то, где анимация может похвастаться своей силой. Именно этим авторы фильма и пользуются, осуществляя плавные переходы между стилями и подчеркивая беспомощность героя перед лицом неизбежного.
В фильме реализован принцип «меньше ‒ значит больше». Именно в простоте анимации лежит ее сила, позволяющая зрителю сосредоточиться на главном, ‒ на персонажах и их эмоциях, на пространстве между реальностью и воспоминаниями, между сном и кошмаром.
Еще одним приемом, использование которого удивило меня, стал монтажный принцип «jump cut». Это вид монтажной склейки, в котором два последовательных кадра одного и того же объекта снимаются с немного измененной позиции камеры или даже с точно таким же ракурсом. Jump cut создает эффект прыжка во времени, манипулируя экранным временем внутри пространства и фрагментируя его на части в рамках одного эпизода. Этот прием представляет собой течение времени в резкой, обрывистой форме, что привлекает внимание к сконструированному характеру фильма. Если упрощать, то движение в анимации происходит на стыке статичных кадров.
В игровом кино «jump cut» давно стал привычной техникой, однако в анимации его использование рождает новые ощущения – ощущения небольших рывков, которые усиливают восприятие переживаний героя. Этот неожиданный монтажный прием делает привычное новым, привнося свежий взгляд на анимационные техники и углубляя впечатление от истории.
Говоря о цветовом решении фильма, можно выделить стандартный, но не менее выразительный прием – работу с насыщенностью и температурой. При первом просмотре они даже не бросаются в глаза, будучи органично вписаны в пространство фильма. Цвет почти всегда остается чистым, хоть во многих эпизодах и уходит в серость, а визуальное напряжение создаётся светом так, как это могло быть сделано в игровом фильме.
В целом же фильм использует классические стилистические решения европейской анимации: цветной фактурный лайн, минималистичные в деталях, но реалистичные по форме задники. Это позволяет сохранить меру условности, когда анимация без лишних изысков и классических диснеевских приёмов, являясь формой произведения, дает возможность рассказать личную и пугающую историю.
«Побег» ‒ прекрасный пример того, как анимация может быть использована для усиления и углубления восприятия зрителем документального сюжета. Это еще раз доказывает, что анимация ‒ это не только средство развлечения, но и мощный инструмент для передачи глубоких и сложных идей, эмоций и переживаний.