Путь к себе

В четверг, 4 июля 2019 года в городе Нур-Султане в рамках XV МКФ «Евразия» будет показан франко-казахстанский фильм «Олма Джон» режиссера Виктории Якубовой.

Фильм произвёл на меня неизгладимое впечатление. Главный герой проходит непростой путь к пониманию простой истины. Познав ее, он смог понять свою родную дочь, с которой у него не складывались отношения.

В главной роли Азиз Бейшеналиев, евразийский человек. Его отец – кыргыз, знаменитый актер Болот Бейшеналиев. Детские годы Азиз провел в Узбекистане. В юности жил в разных городах России. Продолжительное время жил и работал в Москве. Последние несколько лет живет и работает в Алматы. Продолжает сниматься в столице России. В его послужном списке кыргызские, казахские, российские фильмы.

Он хорошо понимает все тюркские языки Центральной Азии, но снимается на русском языке. Есть определенные сложности в произношении.

Мне кажется, что совсем не случайно, режиссер Виктория Якубова выбрала Азиза Бейшеналиева для главной роли в своем фильме «Олма джон».

62238299_323802065189196_2059461398529835008_n

Виктория – уроженка Узбекистана, некоторое время жила и проходила службу в армии Израиля, и, в конце концов, осела во Франции. На узбекское начало режиссера фильма указывает название картины: яблоко – олма – на узбекском, в Казахстане – яблоко алма, и слово «джон» (душа) произносят как «джан».

Теперь рассмотрим ситуацию внутри картины «Олма джон».

В отдаленном селении живет семья: отец – евразийский человек, говорящий на русском языке, мать – европейской внешности, предпочитающая молчать, дочь – истинная казашка, которой на вид 8 лет, но девочка не разговаривает.

Отец пытается ее учить говорить, но тщетно. Причем сам отец русскоязычный.

Чувствуется, что внутренне он раздражён фактом молчания дочери. Ему не хватает терпения, чтобы подольше посидеть с дочкой, читая сказку, пусть и на русском языке. В какой-то момент, начинает казаться, что, если б отец, заговорил с дочкой на родном языке, то девочка бы сразу отреагировала. У меня было неоднократное общение с маленькими детками, родители которых разных национальностей. Такие дети долго молчат, не разговаривают, хотя все понимают. Мне всегда казалось, что они не могут определиться на каком же языке им надо начать говорить…

Отца зовут Болот. Это – дань уважения и памяти к реальному отцу актера – Болоту Бейшеналиеву, который после развода с матерью Азиза, мало общался с сыном. Лишь, когда Азиз стал взрослым, у них наладились отношения.

Экранный Болот, человек явно старше сорока лет, живший, как перекати поле, утративший свою национальную идентичность. Видимо он поздно женился, оттого не имеет опыта семейной жизни, воспитания детей. Внешне он как бы все делает правильно: пытается заниматься с дочкой, сдерживает себя от резких движений и слов. Он ни разу не закричал на девочку. Но, повторяю, отцу не хватает терпения.

От своего бессилия он бежит назад в мир своего детства, в котором мама пела колыбельную на родном казахском языке. Его окружают старики и старухи, которые желают ему счастья и добра, произносят традиционные ритуальные пожелания на казахском языке. Герой стоит в центре круга и сначала как будто ничего не понимает, что происходит. Старики и старухи кажутся ему пришельцами из далекого прошлого.

Словно ему эти ритуалы никогда не нравились, не были близки.

Но совсем не случайно в памяти всплывают картины из детства, когда мать пела ему казахскую колыбельную, когда отец по снегу тащил сани с матерью и сестренкой.

Он видит и себя уже подростком…

Но в какой-то момент герой утратил связь с родными, позабыл родной язык, стал чужим среди своих. Оттого и стал жить он в отдалении от посторонних.

Но мать, возникшая в пространстве его памяти – вновь и вновь поет ему колыбельную, чтобы напитать его чарующими звуками родного языка. Добрая мелодия колыбельной проникает в его душу, и потом, вернувшись в дом, он нежно берет дочь на руки и начинает петь на казахском эту старинную колыбельную. Девочка впервые произносит слово «Мама». Её мать стоит тут же рядом. В роли матери – актриса, живущая в Париже Наташа Машкевич.

Мать девочки на протяжении всего фильма не произносит ни слова, как мне показалось, она чувствует себя виноватой за некую странность дочери. Хотя умные, пронзительные глаза девочки по имени Олма Джон говорят нам, что девочка обязательно заговорит, нужен только эмоциональный всплеск.

В фильме то и дело возникает яркий образ шаманихи. Она кружит рядом с домом Болота. Я восприняла ее в качестве хранительницы их дома. Она отгоняет злых духов. Дарит девочке красные зимние яблоки, которые умудрились висеть на ветках деревьев в заснеженной местности. Оказывает моральную поддержку матери Олма Джон.

Шаманиха протягивает Болоту пиалу с неким бодрящим напитком в момент, когда он в отчаянии, что ничем не может помочь своей дочери.

Образ матери Болота и стариков, их песни и заклинания, их доброта — возвращают Болота в детство, и он вспоминает – кто он, осознает свою национальную принадлежность.

Гульбара Толомушова.

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.