АННА САВЧЕНКО.
Образы и модели поведения келiн в фильме «Келинка Сабина».
Современное казахстанское общество не лишено гендерных стереотипов. Кино, как порождение нашей социальной реальности, а также инструмент кодирования информации о гендере, демонстрирует «жизнь» и «действие» этих стереотипов. Так, на примере двух фильмов «Келинка Сабина» можно проследить отражение существующего в общественном дискурсе обсуждения роли и модели поведения современной невестки − келiн.
Конфликтное понимание роли келiн, существующее в казахстанском обществе и обсуждаемое «на кухне», стало заметным в публичном пространстве несколько лет назад. В 2009 году страницы журналов и газет, телепередачи, интернет-блоги, страницы в социальных сетях, все то, что можно условно назвать общественным дискурсом, пестрели статьями и обсуждениями роли «келiн». Одной из причин ажиотажа стал одноименный фильм режиссера Ермека Турсынова, вызвавший крайне неоднозначную реакцию в Казахстане. Фильм подвергся резкой критике со стороны части населения, началась публичная дискуссия. Одним из центральных вопросов разгоревшегося спора стал вопрос о том, кто же такая «келiн», какова роль института келiн в истории и современном обществе Казахстана.
Дискуссия поддерживалась двумя сторонами: одна высказывалась за сохранение и почитание традиций и истории (защиты исторически сложившегося института келiн, т.е. традиционности), вторая заявляла о необходимости развития и изменения института келiн в соответствии с современными тенденциями (невмешательство в дела семьи, т.е. современностью).
В условиях оголившегося противостояния в публичном дискурсе, на свет появилось несколько произведений, интересных для анализа своим содержанием и образами. Например, кинофильмы «Келинка Сабина» (2014 и 2016 года).
Красной нитью через сюжеты «Келинки Сабины» проходит сатирическое изображение жизни «современной» городской девушки, вышедшей замуж и попавшей в семью мужа, которая проживает в сельской местности и стремится соблюдать традиции. Сюжеты напоминают зрителям о традициях, равно как и отражают ироническое видение их реализации современной молодежью.
Поскольку кино влияет на социальные представления, важно проследить за тем, как в «Келинке Сабине» реализованы модели поведения двух келiн: Сабины и Алтыншаш.
Сабина – представительница городской молодежи. Такая девушка может быть найдена в любом городе нашей страны. Её образ полон стереотипов: избалована родителями, сексуально-привлекательна, амбиции направлены на удовлетворение базовых потребностей, т.е. это образ женщины-потребительницы, зависимого безынициативного существа. Для сравнения дан образ молодого человека, появляющегося во второй части фильма, который также как и Сабина, имел обеспеченных родителей, но амбиции направил на получение западного образования и участия в бизнесе.
Переехав из города в аул, Сабина всеми силами противится традиционному подходу и взгляду на роль келiн. Героиня видит в традициях ограничение, пытается сопротивляться.
В фильме реализован и противоположный образ келiн − Алтыншаш, однако противопоставление в картине строится не по принципу сильная и слабая женщина, а на основании того, как девушки реализует свою роль келiн. Алтыншаш не задает вопросов и не пытается критиковать устои. Она следует традициям, слушается мужа-тирана, иногда не контролирующего свои эмоции и поступки. Алтыншаш − это не стандартный сабмиссив. Героиня обладает характером, который, например, позволяет ей стать победителем в соревновании на звание лучшей келiн аула. Так или иначе, эта сила воли, или характер не влияют на семейную роль подчиненной женщины. Сильной и независимой героиня проявляет себя в разумных пределах и определенных другими людьми рамках.
На контрасте этих образов зрителям предлагается провести параллели и сделать выводы о том, какой образ или модель поведения более привлекательна: бунтарка, чьи действия вызывают смех и осуждение, или жена, чей образ кажется естественным, легким, незатейливым. Создатели фильма предлагают зрителю также третью модель – компромиссную. Сабина прекращает свои многочисленные попытки сопротивления и соглашается на роль, предложенную ей в начале комедии, т.е. стремится стать «правильной» келiн: готовит, убирает, ухаживает, заботится. Но этим компромиссная модель не ограничивается. По мере принятия роли, отведенной ей традициями и семьей, девушка становится успешной, её инициативы находят поддержку общества (например, открытие ночного клуба с «галош контролем» или организация центра помощи келинкам).
Какой вы или ваши знакомые описываете хорошую жену? Скорее всего, первыми в голову приходят существующие и широко распространённые в нашем обществе стереотипы. Как мне кажется, эти образы во многом будут близки к тем, что созданы в «Келинке Сабине»: хранительница очага, хороший кулинар (как минимум, женщина стремится к этому), аккуратная (в квартире/доме уют и порядок, белье выстирано и выглажено), заботливая жена и мать.
Предложенные модели, а также модель-компромисс (её можно считать предложенным решением существующего спора), конечно, не представляют всего разнообразия моделей поведения келiн. На мой взгляд, не хватает моделей, при которых девушке не придется перешагивать через себя, а удастся построить качественные партнерские отношения, в которых каждая сторона будет иметь возможность развития и самореализации как в личном, семейном, так и общественном плане. Хотелось бы увидеть в казахстанском кино образы, в которых было бы меньше стереотипного.