Интервью было взято Хан Цзянем, корреспондентом шанхайского журнала «Bund Pictorial» – еженедельного издания о культуре и жизни ‒ для главной статьи февральского номера (17.02.20015), посвящённой американским кинокритикам.
Перевод Ксении Поярковой.
‒ Как вы стали кинокритиком? Помните ли вы свою первую рецензию на фильм?
‒ Почти всё это я описал в своей первой книге, экспериментальных мемуарах под названием «В движении: жизнь в кино» (1980; второе издание, 1995). Мой отец и дедушка владели небольшой сетью кинотеатров на северо-западе штата Алабама, благодаря чему я имел возможность смотреть очень много фильмов бесплатно. Мой отец вёл колонку в местной газете, где он продвигал новые фильмы, а вскоре после того, как мне исполнилось 14 лет, мне как-то раз пришлось целую неделю замещать его, хотя то, что я писал тогда, на самом деле не было рецензией. Но в следующем году я опубликовал в школьной газете свои первые настоящие рецензии на такие фильмы, как «Поразительная бестия», «Женщина-викинг и морской змей», «Викинги», а также на телевизионную драму «Некуда бежать».
‒ Есть ли какой-то фильм, который вы посмотрели в юности и который пробудил в вас любовь к кино?
‒ Слишком много таких фильмов, чтобы упомянуть их все – хотя я могу сказать, что когда мне было семь лет, моим любимым фильмом был «Энни, возьми своё ружьё». Примерно десять лет спустя его заменил «Гражданин Кейн».
‒ Как вы считаете, сильно ли изменилась кинокритика с тех пор, как вы начали работать в этой сфере? Можете ли поделиться с читателями основными трендами в ней за последние годы, как вы их видите, исходя из своего личного опыта?
‒ Для меня двумя крупнейшими изменениями стали интернет и доступность многих фильмов на видео, DVD, Blu-Ray и прочих носителях; изменения, которые породили больше кинокритики и большее число компетентных (и, в некоторых случаях, не очень компетентных) кинокритиков. Я в целом оцениваю влияние этих изменений как благотворное, но я знаю, что многие мои коллеги не согласны со мной. Если говорить в общем, то сейчас куда больше кинокритики, как хорошей, так и плохой.
‒ Большинство американских кинокритиков работают в различных СМИ. Вы были главным кинокритиком в газете The Chicago Reader с 1987 по 2008 годы. Не могли бы вы рассказать нам немного об отношениях между критиками и СМИ, в которых они работают? Каковы их нагрузки? Например, сколько фильмов вы смотрели и сколько рецензий писали в неделю?
‒ Цифры очень разнятся, да и я не веду подсчёта. Мне очень повезло с The Chicago Reader, потому что большую часть из тех 20 лет, что я там проработал, я пользовался практически неограниченными свободами. Я мог писать рецензии на фильмы через несколько недель или даже месяцев после их выхода в прокат, а также у меня почти всегда были отличные редакторы. Но к тому времени, когда я решил уйти оттуда, я пользовался уже лишь малой частью этих привилегий.
‒ Вы работали во Франции. В каком состоянии находится кинокритика во Франции по сравнению с США? В чём состоят различия между ними?
‒ Различий очень много. Французы любят искусство и поддерживают как его, так и его оценку посредством государственных грантов. В США же не особо доверяют искусству и не особо любят его, и гораздо больше государственных денег каждый год тратится на военные оркестры, нежели на какие-либо другие отрасли искусства вместе взятые.
‒ В каких условиях вы работаете после ухода из The Chicago Reader? Вы сохраняете прежний темп просмотров фильмов и написания рецензий на них? На чём вы как кинокритик концентрируетесь сейчас?
‒ По собственному желанию я сейчас смотрю новые и (гораздо чаще) старые фильмы, причём в их выборе я больше ориентируюсь на свои собственные вкусы, чем на вкусы киноиндустрии. Как мне кажется, темп моей работы и моя заинтересованность остаются прежними.
‒ Можете ли вы назвать рецензии в вашей карьере, которыми вы больше всего довольны (или считаете их наиболее влиятельными)?
‒ Наиболее влиятельной статьёй, наверное, была та, в которой я подверг критике список 100 величайших американских фильмов, составленный Американским институтом кинематографии и привёл свой собственный. Из длинных рецензий я наиболее доволен рецензиями на фильмы «Джентльмены предпочитают блондинок», «Гертруда», «Мелодрама», и «Время развлечений».
‒ Что вы думаете о влиянии новых медийных технологий на кинокритику? Как вы считаете, закончился ли золотой век кинокритики?
‒ Для меня золотой век кинокритики только начался, и всё благодаря новым медиа, включая кинокритику фильмов и видео, которые зачастую остаются без внимания.
‒ Кажется, что было время (примерно 50-60-е и 80-е годы), когда вкусы Нью-Йоркского общества кинокритиков совпадали с оными организаторов премии Оскар. Как вы считаете, сейчас кинокритики оказывают меньшее влияние на Оскар?
‒ По правде говоря, я не знаю, и меня это не особо интересует. Оскар представляет собой форму рекламы, и критики влияют на рекламу, но я предпочитаю думать, что их это второстепенная роль.
‒ Я, как китайский зритель, наблюдаю, что со времён «Парка юрского периода» (почти что первого голливудского блокбастера, который мы увидели), все больше и больше голливудских блокбастеров показываются по всему миру. Кассовые сборы высоки, но эти фильмы, как мне кажется, мешают нам разглядеть всё разнообразие американских фильмов. Я не знаю, согласны ли вы со мной, и есть ли решение этой проблемы?
‒ Целевой аудиторией большинства блокбастеров в настоящее время являются 11-летние или 14-летние мальчики, что говорит об очевидном ограничении. Но это отражение дурного вкуса людей, работающих в этом бизнесе, а не зрителей (которые, в отличие от бизнесменов, могут иметь совершенно разные вкусы).
‒ Какова ваша десятка любимых фильмов 2014 года? Согласно вашим прогнозам, кто получит звания лучшего фильма, лучшего актёра и актрисы на предстоящей церемонии Оскар?
‒ Сначала я отвечу на второй вопрос. Я не заинтересован в разного рода соревнованиях, а Оскар является мероприятием именно такого рода, а также рекламной кампанией, нежели художественным мероприятием. Некоторыми из моих любимых фильмов прошлого года являются «Лошадь Деньги», «Прощай, речь 3D», «Гражданин четыре», «Лок», и «Хозяева» Адильхана Ержанова. И, возможно, я должен добавить, особенно для китайской аудитории, ещё и фильм «Весна в маленьком городе» режиссёра Фэй Му, который скоро, наконец, станет в первый раз доступным в приемлемом варианте с английскими субтитрами.
‒ Кто ваш любимый кинокритик на все времена? Роджер Эберт, возможно, наиболее известный кинокритик для китайского зрителя. Как вы оцениваете его? И Мэнни Фарбер, вы упомянули, что он оказал влияние на вас. На какой именно аспект?
‒ Фарбер, мой любимый англоязычный критик, повлиял на меня, прежде всего, посредством своей энергии, смелости, артистизма и оригинальностью своих работ. Роджер Эберт был задумчивый и мужественный человек и великий популяризатор, но, на мой взгляд, не представлявший какого-либо реального значения как критик или писатель; я не узнал от него ничего нового, ни о кино, ни о писательском мастерстве. В список тех, кто дал мне знания о кино, входят, среди прочего, такие имена, как Базен, Даней, Годар, Фарбер, и, среди современников, Адриан Мартин, Джеймс Нэрмор и Сигехико Хасуми.