Нетленный Гражданин Кейн

ДИАНА ИСЕНОВА.

КАК ИСТОРИЯ ОДНОГО АМЕРИКАНЦА ВОШЛА В ИСТОРИЮ КИНО.

Вышедший в мировой прокат в 1941 году дебютный фильм 25 летнего режиссера Орсона Уэллса получил шквал аплодисментов от критиков, но провалился в прокате. Покоряющий всевозможные списки, «Гражданин Кейн» по сей день считается одним из самых лучших творений в истории кинематографа. А все потому, что фильм имеет новаторские принципы операторской работы и шикарный сценарий.

Свое повествование фильм начинает с того, что в огромном и одиноком замке умирает некий Чарльз Фостер Кейн, проронив перед смертью лишь загадочную фразу «Розовый бутон». Далее зритель видит минутный ролик-некролог, знакомящий с Кейном. Отсюда, мы узнаем, что он являлся медиамагнатом, владевшим самой крупной газетой, кучей предприятий и обладал невероятным авторитетом. Досмотрев ролик до конца, журналисты решаются выяснить, что же означала последняя фраза Чарльза Фостера Кейна? За это дело берется Томсон (Уильям Олланд), чье расследование и ляжет в основу повествования фильма.

По большей части «Гражданин Кейн» ‒ это флэшбеки, воспроизводимые со слов опрашиваемых, через которые зритель знакомится с личностью героя. Из истории мы знаем, что Орсон Уэллс взял за прототип Кейна некоего Хёрста, жизнь которого, грубо говоря, просто экранизировал. Сегодня эти два имени живут нераздельно.

История гражданина Кейна крайне интересна. Мальчиком, его забирает банкир на воспитание. Повзрослев, Кейн решает стать хозяином газетенки, которая в будущем станет одной из самых успешных. С успехом приходит слава, со славой приходит страсть покорять новые вершины, в его случае ‒ политика. Далее скандалы, крах, потерянные миллионы, депрессия и смерть. Пытаясь насытить свое эго, герой фильма прячется в огромном замке, обманывает себя и заставляет верить в ложь свою жену. Вторую жену, Сюзанну он принуждает петь, не желая принять факт ее певческой бездарности. Чтобы заткнуть свой внутренний голос, он строит ей здание оперы и открывает его  премьерой, где главную роль провально исполняет Сьюзи. Имея мощнейшее влияние на людей через газету, он запрещает печатать негативные отзывы о премьере, но пытаясь доказать своему другу собственную правоту, публикует провальную рецензию собственноручно. Одним словом ‒ безумие.

Ужасно не хочется раскрывать всех карт, ведь весь фильм есть жизнь Чарльза Кейна. Причем весьма занимательная. Напоминает литературный роман.

Воплощая в жизнь свой замысел, Уэлс виртуозно играет со сетом и тенями. Забавный момент с образом Томсона ‒ почти весь фильм его изображают спиной к зрителю, и лишь в конце открывается его лицо. Прежде, если ему нужно было повернуться к зрителю лицом,  Томсона убирали в тень. Об этом ярко говорит сцена с рукописью дневников Тэтчера. После входа в комнату, Томсон поворачивается к зрителю, однако его лица мы не видим. В этой сцене свет очень символично падает на стол, за которым будет сидеть журналист, как бы намекая на начало прояснения.

Также в фильме любой крупный план лица сопровождается выделением света глаз. Эта традиция давно уже стала классической.

Другой особенностью фильма является операторская работа. Композиционное построение кадров настолько насыщено, что довольно часто содержит глубинные мизансцены, в которых действие активно как на дальнем, так и на ближнем плане. Вспоминаем сцену разговора матери и Тэтчера на кухне, где на заднем плане в окне играет со снегом 9-летний Кейн. Или сцена «кабаре» в редакции, когда Ллойд спрашивает о войне у Бернштайна, за спиной которого в окне мы видим танцующего Чарльза Кейна. И таких сцен очень много.

Факты из истории создания фильма, утверждают, что оператор картины впервые использовал тот примем с фокусом камеры, в котором предметы всех планов четко видный зрителю.

Орсон Уэллс действительно совершил фурор, не смотря на свой возраст и опыт. Так точно описать жизнь человека и последовательно изобразить ее под силу не каждому. Многие события, показанные в фильме, действительно происходили в жизни прототипа Кейна Уильяма Хёрста. После выхода в свет фильм магнат даже объявил режиссеру войну.

И действительно, сильнейшим элементом картины является именно история. Она из ряда биографий успешных американцев, достигших невероятных вершин, но оставшихся несчастными или погибшими в одиночестве. Такие истории цепляют своей масштабностью и трагизмом. Орсон Уэллс сам исполнил роль Чарльза Кейна, которая навсегда отпечаталась в моей голове. Теперь я, кажется, знаю, на кого ориентируется ДиКаприо, когда выбирает роли. Ведь он давно уже имеет негласный образ несчастного миллиардера: «Авиатор», «Волк с Уолл-стрит», «Великий Гетсби».

Название фильма несет в себе подлинную идею американизма. Фильм рассказывает о человеке, который покорился своим материальным желаниям, добив себя кормежкой эго, и, оставшись в итоге ни с чем. Я уверена, что миллионы американцев хотели бы оказаться на месте Кейна. Иметь безмерное количество денег и славы, баллотироваться в губернаторы и стать голосом простого народа. Однако Чарльз Кейн не увидел грань между истиной и прихотями.

Как бы материально успешен ни был человек, самое главное в жизни ‒ это любовь. Последний кадр об этом говорит с большим трагизмом и сожалением: детские сани Кейна пылают в огне и просто исчезают. А ведь это было единственным сокровенным воспоминанием из жизни человека, единственным, что связывало его с матерью.

Сани сгорают. Фильм же остается нетленным. Невероятно объемная история, полна трагедии и любви к женщинам, к собственному делу, к стране. Такого рода фильмы всегда имели успех у зрителей, ведь наблюдать чей-то рост и крах всегда было лакомством для публики. Определенно, качественное, увлекательное американское кино существует.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *