АЙЖАН РЫМБАЕВА.
Известный американский сценарист, режиссер кино и телевиденья Джеймс Редфорд недавно презентовал в Астане свой документальный фильм «Бумажные тигры».
‒ Джеймс, на Ваш взгляд, в чем основное предназначение документальных фильмов? Что Вы цените в фильме?
‒ Я создаю документальное кино, чтобы изменить мир в лучшую сторону. Каждый фильм заряжает меня особой энергией. Мне важно знать, что я не зря потратил время, и каждый зритель делает для себя вывод после просмотра.
‒ Некоторые Ваши работы проецируют не только американские реалии, но и актуальны и для других стран. Как Вы выбираете темы?
‒ Для примера, фильм «Бумажные тигры» мы презентовали в 12 странах, включая Казахстан. На первый взгляд, это обычная история о проблемных подростках одной из американских средних школ в небольшом городе. Целью картины было показать, как токсичная детская травма (наркомания, преступления) и стресс влияют на психологию ребенка, как преодолеть ему эту проблему, изменить всю жизнь.
Интересно, но особую популярность этот фильм получил в Колумбии. Зрители были заинтересованы в вопросе влияния стресса на психологию детей. Потому что эта страна пережила период 40-летней гражданской войны, где в конфликте участвовали и дети.
Понимаете, у проблем нет лица и границ. Можно тему, которая близка всем раскрыть на одном примере. Но, каждый сделает для себя вывод, посмотрев картину.
‒ Есть мнение, что действительно настоящий документальный фильм должен сниматься на скрытую камеру, что Вы думаете по этому поводу?
‒ Это зависит от личной комфортабельности режиссера в данном вопросе. Если он собирается вести расследование в документальном фильме, чтобы разоблачать то, что невозможно сделать открыто с оператором, тогда скрытая камера может иметь значение. Но, лично я, стараюсь проявлять уважение и заботу о дальнейшей судьбе своих героев, поэтому использование скрытой камеры для меня не самый честный способ.
‒ Согласны ли Вы с тем, что чтобы стать хорошим режиссером необходимо обязательно окончить обучение в этом направлении?
‒ Очень часто я говорю молодым фильммейкерам, что главное, это иметь сильную и жизнеспособную идею, уметь работать с техникой и смотреть работы своих коллег по цеху. В частности, в Америке, чтобы получить высшее образование в этой сфере необходимо около 100 тысяч долларов. Конечно можно создать свой фильм в рамках дипломной работы, но есть и другая альтернатива. Вместо того чтобы тратить деньги на обучение можно учиться на практике. Это зависит от ситуации, конечно. Если же человек хочет совмещать съемки с преподавательской деятельностью, то без диплома никуда.
И да, обучаясь в университете, у молодого специалиста есть доступ к передовым технологиям и видеооборудованию.
Помнится, когда я учился, у нас был большой монтажный стол, мы монтировали все вручную, склеивали кадр за кадром. По окончанию учебы, я не успел закончить свою итоговую работу, тогда мой профессор дал мне понять ‒ «пан или пропал». Как оказалось, аренда монтажной студии в то время была очень дорогой – 100 долларов в час, а мне необходимо было еще много часов работы над фильмом. Мне просто повезло. У нашего семейного друга было свое рекламное агентство, они позволили мне бесплатно завершить свой фильм за их монтажным столом. Поэтому, если вы все-таки получаете высшее образование в этой сфере, знайте ценность доступа к видеооборудованию и практикуйтесь на нем как можно чаще.
‒ Перед приездом в Казахстан, Вы наверняка просматривали работы некоторых наших режиссеров. Какие для себя различия Вы отметили между американским и казахстанским кино?
‒ Мне кажется, я еще недостаточно посмотрел казахстанских работ. В этот раз мне удалось увидеть три документальных работы и один художественный фильм, спонсированный вашим государством об исторических событиях.
Мне запомнилась одна студенческая работа о семейном бизнесе – выращивании роз. Идея фильма проста – показать обычных людей, для которых хозяйство – это целая жизнь и большое счастье. Мне, как зрителю, было очень приятно узнать, что в Казахстане уделяют особую роль фермерам и относятся к ним с уважением.
ФОТО АВТОРА