ДЖОНАТАН РОЗЕНБАУМ. ИНТЕРВЬЮ.

Интервью было взято Хан Цзянем, корреспондентом шанхайского журнала «Bund Pictorial» – еженедельного издания о культуре и жизни ‒ для главной статьи февральского номера (17.02.20015), посвящённой американским кинокритикам.

Перевод Ксении Поярковой.

‒ Как вы стали кинокритиком? Помните ли вы свою первую рецензию на фильм?

‒ Почти всё это я описал в своей первой книге, экспериментальных мемуарах под названием «В движении: жизнь в кино» (1980; второе издание, 1995). Мой отец и дедушка владели небольшой сетью кинотеатров на северо-западе штата Алабама, благодаря чему я имел возможность смотреть очень много фильмов бесплатно. Мой отец вёл колонку в местной газете, где он продвигал новые фильмы, а вскоре после того, как мне исполнилось 14 лет, мне как-то раз пришлось целую неделю замещать его, хотя то, что я писал тогда, на самом деле не было рецензией. Но в следующем году я опубликовал в школьной газете свои первые настоящие рецензии на такие фильмы, как «Поразительная бестия», «Женщина-викинг и морской змей», «Викинги», а также на телевизионную драму «Некуда бежать».

Есть ли какой-то фильм, который вы посмотрели в юности и который пробудил в вас любовь к кино?

‒ Слишком много таких фильмов, чтобы упомянуть их все – хотя я могу сказать, что когда мне было семь лет, моим любимым фильмом был «Энни, возьми своё ружьё». Примерно десять лет спустя его заменил «Гражданин Кейн».

Как вы считаете, сильно ли изменилась кинокритика с тех пор, как вы начали работать в этой сфере? Можете ли поделиться с читателями основными трендами в ней за последние годы, как вы их видите, исходя из своего личного опыта?

‒ Для меня двумя крупнейшими изменениями стали интернет и доступность многих фильмов на видео, DVD, Blu-Ray и прочих носителях; изменения, которые породили больше кинокритики и большее число компетентных (и, в некоторых случаях, не очень компетентных) кинокритиков. Я в целом оцениваю влияние этих изменений как благотворное, но я знаю, что многие мои коллеги не согласны со мной. Если говорить в общем, то сейчас куда больше кинокритики, как хорошей, так и плохой.

Большинство американских кинокритиков работают в различных СМИ. Вы были главным кинокритиком в газете The Chicago Reader с 1987 по 2008 годы. Не могли бы вы рассказать нам немного об отношениях между критиками и СМИ, в которых они работают? Каковы их нагрузки? Например, сколько фильмов вы смотрели и сколько рецензий писали в неделю?

‒ Цифры очень разнятся, да и я не веду подсчёта. Мне очень повезло с The Chicago Reader, потому что большую часть из тех 20 лет, что я там проработал, я пользовался практически неограниченными свободами. Я мог писать рецензии на фильмы через несколько недель или даже месяцев после их выхода в прокат, а также у меня почти всегда были отличные редакторы. Но к тому времени, когда я решил уйти оттуда, я пользовался уже лишь малой частью этих привилегий.

Вы работали во Франции. В каком состоянии находится кинокритика во Франции по сравнению с США? В чём состоят различия между ними?

‒ Различий очень много. Французы любят искусство и поддерживают как его, так и его оценку посредством государственных грантов. В США же не особо доверяют искусству и не особо любят его, и гораздо больше государственных денег каждый год тратится на военные оркестры, нежели на какие-либо другие отрасли искусства вместе взятые.

В каких условиях вы работаете после ухода из The Chicago Reader? Вы сохраняете прежний темп просмотров фильмов и написания рецензий на них? На чём вы как кинокритик концентрируетесь сейчас?

‒ По собственному желанию я сейчас смотрю новые и (гораздо чаще) старые фильмы, причём в их выборе я больше ориентируюсь на свои собственные вкусы, чем на вкусы киноиндустрии. Как мне кажется, темп моей работы и моя заинтересованность остаются прежними.

Можете ли вы назвать рецензии в вашей карьере, которыми вы больше всего довольны (или считаете их наиболее влиятельными)?

‒ Наиболее влиятельной статьёй, наверное, была та, в которой я подверг критике список 100 величайших американских фильмов, составленный Американским институтом кинематографии и привёл свой собственный. Из длинных рецензий я наиболее доволен рецензиями на фильмы «Джентльмены предпочитают блондинок», «Гертруда», «Мелодрама», и «Время развлечений».

Что вы думаете о влиянии новых медийных технологий на кинокритику? Как вы считаете, закончился ли золотой век кинокритики?

‒ Для меня золотой век кинокритики только начался, и всё благодаря новым медиа, включая кинокритику фильмов и видео, которые зачастую остаются без внимания.

Кажется, что было время (примерно 50-60-е и 80-е годы), когда вкусы Нью-Йоркского общества кинокритиков совпадали с оными организаторов премии Оскар. Как вы считаете, сейчас кинокритики оказывают меньшее влияние на Оскар?

‒ По правде говоря, я не знаю, и меня это не особо интересует. Оскар представляет собой форму рекламы, и критики влияют на рекламу, но я предпочитаю думать, что их это второстепенная роль.

Я, как китайский зритель, наблюдаю, что со времён «Парка юрского периода» (почти что первого голливудского блокбастера, который мы увидели), все больше и больше голливудских блокбастеров показываются по всему миру. Кассовые сборы высоки, но эти фильмы, как мне кажется, мешают нам разглядеть всё разнообразие американских фильмов. Я не знаю, согласны ли вы со мной, и есть ли решение этой проблемы?

‒ Целевой аудиторией большинства блокбастеров в настоящее время являются 11-летние или 14-летние мальчики, что говорит об очевидном ограничении. Но это отражение дурного вкуса людей, работающих в этом бизнесе, а не зрителей (которые, в отличие от бизнесменов, могут иметь совершенно разные вкусы).

Какова ваша десятка любимых фильмов 2014 года? Согласно вашим прогнозам, кто получит звания лучшего фильма, лучшего актёра и актрисы на предстоящей церемонии Оскар?

‒ Сначала я отвечу на второй вопрос. Я не заинтересован в разного рода соревнованиях, а Оскар является мероприятием именно такого рода, а также рекламной кампанией, нежели художественным мероприятием. Некоторыми из моих любимых фильмов прошлого года являются «Лошадь Деньги», «Прощай, речь 3D», «Гражданин четыре», «Лок», и «Хозяева» Адильхана Ержанова. И, возможно, я должен добавить, особенно для китайской аудитории, ещё и фильм «Весна в маленьком городе» режиссёра Фэй Му, который скоро, наконец, станет в первый раз доступным в приемлемом варианте с английскими субтитрами.

Кто ваш любимый кинокритик на все времена? Роджер Эберт, возможно, наиболее известный кинокритик для китайского зрителя. Как вы оцениваете его? И Мэнни Фарбер, вы упомянули, что он оказал влияние на вас. На какой именно аспект?

‒ Фарбер, мой любимый англоязычный критик, повлиял на меня, прежде всего, посредством своей энергии, смелости, артистизма и оригинальностью своих работ. Роджер Эберт был задумчивый и мужественный человек и великий популяризатор, но, на мой взгляд, не представлявший какого-либо реального значения как критик или писатель; я не узнал от него ничего нового, ни о кино, ни о писательском мастерстве. В список тех, кто дал мне знания о кино, входят, среди прочего, такие имена, как Базен, Даней, Годар, Фарбер, и, среди современников, Адриан Мартин, Джеймс Нэрмор и Сигехико Хасуми.

Vosmerka

Сайт о кино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.