Юлианна Леньшина.
20 января, в Кинопарке-11 в Алматы состоялся закрытый показ короткометражного фильма «The last sin». Режиссером картины выступил молодой студент Нью-Йоркской академии Хайрулла-Султан Хисами.
А ведь описание мероприятия звучало даже красиво. Казалось, будет что-то грандиозно-помпезное, с такой заявкой и такой рекламой. А оказалось – главное заманить зрителей. Думали, видимо, что встать посреди действия и выйти из зала не всем хватит смелости, но нашлись и такие.
Все происходящие как нельзя лучше соответствовало названию одной из комедий Шекспира − «Много шума из ничего». Молодой режиссер, приехал из Нью-Йоркской академии, снял курсовую работу на 7 минут и сразу в 9-й зал Есентаевского Кинопарка! Больше похоже на хорошо профинансированную родительскую акцию, чем на триумф восходящей звезды.
О чем на самом деле фильм?
Некий бандит (или не бандит) − крутой небритый американец, на голубом спортивном BMW останавливается посреди техасской пустыни, исполняет классический жест, который, видимо, объясняет нам, что он проделал долгий путь, (клише!) и вытаскивает из багажника, человека, которого называет священником. Долго волочит его по земле, останавливается и велит копать яму. Небольшая сцена с пивом, в ходе которой бандит, издеваясь над священником, выливает ему на голову остатки напитка. И вот яма уже вырыта, священник в ней сидит и готовится обращаться к богу. Бандит говорит, что он натворил немало дел, и именно из этой фразы можно сделать вывод, что он бандит. Хотя и не обязательно.
Отдам должное тексту, получилась хорошая игра слов: «Ей было 12, ты учил ее любить Бога, но обманул, сказав, что Бог − это ты!» После этих слов бандит стреляет в священника (педофила?!), нарочно промахиваясь и оставляя его в живых. И поскольку это до сих пор полдень и главный герой не может пафосно удалиться в закат, он просто мчится к горизонту, оставляя за собой облака пыли. На первый взгляд прекрасно.
Интрига, щетина, внезапная развязка, мертвая тушка барана на общем плане. Но как-то на целый фильм история не тянет. Осталось много вопросов по героям. Кто тот, кого мы называем бандитом? Откуда он знает о происходящем? Кто ему эта девочка? Сестра, дочь, племянница? Мы просто видим это, понимаем, что произошло, но теплых чувств к героям не возникает. Ни отвращения, ни сострадания. Все происходит так быстро, будто просто проходит мимо. Нет ощущения «уау». С режиссерской точки зрения, в картине нет киноязыка. Все детали раскрыты путем диалога, а главное правило кино − это рассказать историю в картинках. Легко прочитать текст и подставить симпатичный видеоряд. Но гораздо сложнее рассказать историю визуально, пользуясь текстом только как вспомогательным инструментом.
Однако визуально картина приятна. В ней присутствует достойная операторская работа Константина Фролова, цветокоррекция созданная Алексом Мельниковым. Картинка выглядит качественно, спасибо REDу за это. Но в целом, она не дотягивает до 9-го зала в Кинопарке.
Откуда тогда такой шум? Кажется люди просто в восторге от заграничного. У нас тоже полно студентов, которые снимают качественное кино. Но их не показывают в Есентае, потому что они всего лишь местные. А вот те ребята из-за границы, они художники, профессионалы, таланты. Доля правды есть, в Америке действительно больше ресурсов для кинопроизводства. Больше возможностей и больше людей, готовых тебе помочь. Однако на этом все и останавливается: наличие хорошего бюджета и дорогой камеры не гарантирует успех на фестивалях, потому что каждый режиссер должен вложить в картину частицу души, и если за душой ничего нет, то за красивой картинкой будет прятаться пустота.
Эпическим финалом мероприятия был обещанный розыгрыш призов от «Лингвистического центра». Оказывается, именно он и отправил молодого режиссера учиться в Америку, поэтому посчитал, что заслуживает частичку успеха. От себя лично они преподнесли некий стеклянный приз режиссеру под аплодисменты почти опустевшего зала. Остальные призы раздавались рандомно на сидячие места, но поскольку билетов ни у кого не было, и часто назывались пустые места, за призом просто спускались те, кто находился поблизости.
Наверное, заплатив приличную сумму денег, каждый можем почувствовать себя настоящим режиссером. Постоять перед большим экраном в кинотеатре и получить стеклянный приз от лингвистического центра. Могу только пожелать успехов молодому режиссеру. А всем, кто еще не добился собственного показа в кинотеатре − больше трудиться и вкладывать душу в собственные произведения.
Алматы.