Замах без броска

ДИАНА ИСЕНОВА.

Фильм «Обещание» примечателен по двум причинам.  Во-первых, он считается одним из самых дорогостоящих независимых кинопроектов из когда-либо снятых.

Американский миллиардер армянского происхождения Кирк Керкорян выступил исполнительным продюсером картины, вложив в него около 100 миллионов долларов. Во-вторых, в фильме отражается одно из самых противоречивых преступлений против человечества – геноцид армян в Турции времен Первой Мировой Войны.  Поскольку множество стран придерживается нейтралитета и не признаёт убийство почти 1.5 миллиона человек за геноцид – это событие остается весьма острым политическим вопросом.

И что же в итоге показывает зрителю этот дорогой и животрепещущий проект?

Прекраснейший город-сказка Константинополь принимает в свои объятья главного героя по имени Микаэль (Оскар Айзек). Он селится у дядюшки, поступает учиться, заводит друзей и влюбляется в красавицу-армянку Анну (Шарлотта Ле Бон). К несчастью для Микаэля, Анна  в отношениях с американским репортером «Associated Press»  Крисом Майерсом (Кристиан Бейл). Этому любовному треугольнику волею сценаристов суждено образоваться в самый драматичный момент истории: Османская империя на грани распада, христиан-армян начинают изгонять с турецких земель. Страсть между героями нарастает с той же силой, что и волнения в стране.

Фильм, по сути, является художественным осмыслением исторического факта, но сожалению, как раз качественной художественной составляющей ему и не хватает.

Сценарий подразумевает раскрытие персонажей, их личных мотивов и историй, которые должны задевать зрителя за живое и удерживать внимание. Однако, главные герои «Обещания» пусты. Всё, что мы знаем о них: американец – знаменитый журналист, Анна – дочь композитора, она долгое время во жила Франции, Микаэль – любит медицину и Анну. Забыв о масштабной роли персонажа в структуре фильма, создатели, по всей вероятности, вписали в сценарий эти размытые черты образов лишь для оправдания мелких деталей. Для чего зрителю сообщают, что Крис знаменит? Чтоб мы знали, что его спасут. Для чего говорят, что Анна жила во Франции? Чтобы мы знали, откуда у нее образование и манеры. Для наблюдать за страстью Микаэля к медицине? Чтобы он помогал людям на войне. Всё это можно было показать без слов, но персонажи плоские, и потому все поясняется избитыми диалогами, которые мы слышали миллионы раз. Как результат – слабое зрелище с пафосной музыкой, аналогичной картинкой и lovestory, которая не заставляет сердце трепетать.

В связи с последним пунктом категорически неясно одно – создатели хотели рассказать о любви на фоне геноцида или же о геноциде на фоне любовного треугольника?  Трагедия армянского народа демонстрируется в фильме столь ярко, что хлипкая история любви Микаэля и Анны напрочь проигрывает ей в борьбе за внимание. Вся романтика, призванная «цеплять» проваливается и кажется в фильме лишней.

Если же отбросить проблемы с героев, то можно сказать, что фильм выполнил программу «минимум». Ему удалось рассказать миру об ужасном событии в далеко не совершенной художественной форме, ценность которой заключается лишь в работе художников-постановщиков и костюмеров. Воссозданный Константинополь прекрасен, его волшебная атмосфера действительно пленяет, хотя графике все равно далеко до уровня «Аватара». Сюда бы еще хорошую камеру, но операторская работа подвела. Крупные планы с разной степенью чувствительности раздражали глаз: то картина как маслом писанная, то как из телевизионного сериала вырезанная. На ее же совести нередкие дрожания статики и почти полное игнорирование средних планов.

Однако, рыба, как мы помним, портится с головы. Режиссёр «Обещания» Терри Джордж, взявший «Оскар» за фильм о геноциде в Африке «Отель Руанда», обнадежил насмотренных зрителей и разочаровал. На протяжении всего фильма казалось, что он то безразлично отбывал номер за деньги, то вдохновенно творил за идею, настолько неровным и несбалансированным вышел результат. Картина даже с точки зрения озвученных ею идей получилась скорее навязчивой нежели поучительный. Особенно если учесть, что США в лице журналиста Криса, как бы это не было банально, снова оказались героями, спасшими тысячи жизней.

Дорогой и животрепещущий проект, замахнувшийся на большую миссию, в итоге не дал прочувствовать трагедию своих персонажей, не показал внятного зарождения политического конфликта и совершенно точно не дотянул до масштаба исторической драмы. Жаль…

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *