В ГОСФИЛЬМОФОНДе Российской Федерации был найден первый фильм известного режиссера Мажита Бегалина

Назира Мукушева.

С фильмом «Это было в Шугле», снятом в 1955 году на Алматинской киностудии художественных и хроникальных фильмов Мажитом Бегалиным, классиком казахского кино, режиссером фильмов «Его время придет», «Следы уходят за горизонт», «За нами Москва», «Уральск в огне», «Песнь о Маншук», должна признаться, до этого времени не были знакомы ни зритель, ни кинокритики.

Главная причина тому – в нашей стране не сохранена ни одна копия фильма. Единственная копия хранилась в государственном фонде фильмов «Белые Столбы» более 60 лет.

Благое намерение – начало доброго дела. Пару лет назад молодой кинорежиссер, выпускник Казахского национального университета исскуств Евгений Лумпов, изучая творчество Мажита Бегалина, обнаружил, что копия первого фильма режиссера находится в российском Государственном фонде фильмов. Так молодой режиссер начал искать пути вернуть фильм в страну. При поддержке людей с такими же благими намерениями он собрал средства, добавил свои, продав свой сборник стихов, добился согласия киностудии «Казахфильм» и вернул фильм на родину. Первый показ фильма в нашей уже независимой стране состоялся 28 апреля в кинозале имени Шакена Айманова в Казахском национальном университете исскуств. В целом, не смотря на то, что картина «Это было в Шугле» есть в списке фильмов Мажита Бегалина, и в справочниках о  казахском кино есть короткие заметки о ней, на самом деле сведений о фильме очень мало. Почти невозможно найти ответы на вопросы, как и когда прошел первый показ, какие были отзывы, как работу восприняли зрители и кинокритики.

И про фильм «Возвращение на землю», снятый Мажитом Бегалиным в 1959 году, тоже нет никакой информаций. Если начнете искать, не найдете в стране ни одной копии фильма. Даже в российскиом фонде фильмов копий нет. А ведь в истории казахского кино встречается немало таких фильмов. Стоит отметить, фильм «Это было в Шугле» вернули по собственной инициативе. Сколько же фильмов в российском фонде ждет своего часа?! Инициаторы не способны вернуть их все. Поэтому хотелось бы, чтобы такие проекты в дальнейшем осуществлялись на государственном уровне.

В творчестве каждого кинематографиста всегда важен его первый фильм. Потому что это определяет тему, героев,  почерк и стиль его дальнейшего творчества.  Фильм, снятый Мажитом Бегалиным 1950-х годах, в самый разгар «красной цензуры» − «Это было в Шугле» (автор сценария – Абдильда Тажибаев) является как раз таким. Прежде всего мы обращаем внимание на главного героя − Телгару Темирбекова (Идрис Ногайбаев), который управлял колхозом Шугла двадцать лет. На первый взгляд он может показаться классическим героем советского кино о сельском хозяйстве 1950-х годов. Однако, его образ, одежда, манеры напоминают настоящего казахского батыра или аристократа великих казахских степей. Даже скакун, который частенько появляется с ним в кадре, впечатляет, будто это Байшубар Алпамыса, Тайбурыл Кобыланды или Каракаска Камбара. Мы видим героя не как сидящего в конторе колхоза, а как свободного человека, скачущего по необъятной степи. Когда он скачет по району, встречает другого начальника  колхоза, сидящего в карете, как степной султан. Даже в добром образе начальника района Рустемова (Шахан Мусин) читается больше интеллигентность, нежели традиционный образ советского партийного сотрудника. Так же в фильме есть сцена, где дается панорама с Телгары на фотографию, висящюю на стене. На груди – орден-медаль (участника ВОВ), даже от стойки веет статностью, оттого и вспоминается образ батыров. В сценах, где показывается степь и природа, чувствуется дух кочевника, его видения.  Под стать и головной убор, который не снимает Телгара, и который в основном всегда носили казахские богачи. Он говорит о том, что Телгара не является образом традиционного начальника колхоза. Этот головной убор – борик – символ духа его свободолюбивых предков.

Даже если сюжетная линия и тема фильма напоминают примеры советского кино о сельском хозяйстве, такие детали, приведенные выше, как внешний образ героя, его одежда, скакун, сцены природы в фильме «Это было в Шугле» задали направление дальнейшему творчеству Бегалина.

И так, у нас появилась возможность познакомиться поближе с творчеством режиссера, оставившего в истории национального кино шедевральный фильм «Следы уходят за горизонт», и создавшего кинообразы таких великих людей, как Шохан Уалиханов, Бауыржан Момышулы, Маншук Маметова. Искренне надеюсь что недалек тот день, когда и другие фильмы выйдут  в свет. Хочется верить в это, так как каждый из них важен не только для кино, но и в целом для нашей культуры и истории иссккуства.

Печатается по оригинальному тексту, опубилкованному в издании «Егемен Қазақстан».

Перевод: Самал Мурат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *