Зарема Ертай.
После просмотра очередного отечественного фильма, в моей голове всякий раз возникает вопрос: «А действительно ли я живу в Казахстане?». Если да, то почему происходящее на экране совсем не находит отклика ни в душе, ни в воспоминаниях хоть как-то связанных с нашей настоящей родиной? В очередной раз я задумалась над этим, посмотрев фильм «Брат или Брак».
Девушка за рулем случайно сбивает парня, после чего они мигом влюбляются друг в друга и, спустя некоторое время, Айдар (Даурен Сергазин) делает предложение Гаухар (Куралай Анарбекова). Но есть одно «но» ‒ у Гаухар очень строгие братья, их аж пятеро и все они до невозможности разные. Серьезно, между ними нет совершенно ничего общего, они не похожи ни внешне, ни внутренне. Разница в возрасте, отличные друг от друга акценты русского языка, профессиональная деятельность ‒ люди, которые выросли в одной семье не могут быть настолько разными, в какой бы абсурдной комедии не происходило действие.
А действие, между тем, держится на необоснованном убеждении сестры в том, что ее строгие братья не разрешат ей выйти замуж за обычного, нормального Айдара, который не имеет ни одного явного изъяна или причины получить отказ. Из этого следует, что весь спектакль недовольства старших братьев притянут за уши. Айдар добродушный и располагающий к общению молодой человек, постоянно выдающий третьесортные анекдоты дабы разрядить обстановку. Это, конечно, отдельный комплимент сценаристам, но сейчас не об этом. По моему скромному мнению, подвергать такого безобидного человека травле ‒ это что-то ненормальное и неадекватное. Но Гаухар продолжает говорить Айдару: «Ты не понравишься моим братьям…», не объясняя причины. Те, в свою очередь, так же не объясняя причины, действительно его не приемлют. «Это всего лишь фильм, не надо воспринимать все так серьезно!», ‒ отмахнутся создатели во главе с режиссером Ернаром Нургалиевым.
И тем не менее. Какой бы нелепой не была комедия, здравый смысл и логика во взаимоотношениях между персонажами сохраняться должны.
Однако драматурги, явно прогулявшие тот курс кинофакультета, на котором объясняли построение сюжета с обязательной проработкой причинно-следственных связей, вероятно, понадеялись на глупого зрителя, который не будет задавать вопросов: как, зачем и почему происходят немыслимые случайности. В фильме слишком много совпадений, даже для комедии. Тут можно пройтись хотя бы даже по выбору профессий братьев: один из них сорокалетний ди-джей, другой ‒ егерь, третий ‒ сотрудник полиции, четвертый ‒ бандит, пятый ‒ бизнес-тренер. Все бы ничего, но в одной семье мирно и дружно выросли честный полицейский и бандит? Странно.
Деятельность же Гаухар и ее парня Айдара вообще остается загадкой, хоть и ездят они на джипах и живут в квартире с прекрасным видом на огни ночного мегаполиса. Казахстан вновь предстает перед зрителями той прекрасной страной, где у всех есть работа, квартиры, машины и прочие атрибуты благополучной жизни. Ни объяснений, ни даже намека на то, как у героев это получается. Да и зачем?! Ведь в фильме разбирается проблема посложнее ‒ как принять/не принять в семью жениха сестренки, с которым все в порядке.
Очень «интересно» смотреть на ту реальность, которой нет, смеяться над тем, чему не веришь и быть удовлетворенным от просмотра фильма, который вновь сочинили по принципу «да по-любому прокатит».
При этом, несмотря на примитивный сценарий, можно разглядеть добротную актерскую игру Даурена Сергазина, Куралай Анарбековой и Нурлана Сабурова. Последний, кстати, отлично сыграл себя или свое сценическое альте-эго ‒ циничного интеллектуала. И бизнес-тренера-шарлатана по совместительству. Без присутствия этого персонажа, зрители бы так и смеялись над затертой до дыр темой шала-казахского языка и казахским менталитетом.
Вообще же, не покидает ощущение, что сценаристы прописывали характеры героев только после утверждения на роли определенных актеров, полностью подстраиваясь под них. Особенно сильно это заметно по роли Тауекела Муслима, который сыграл бывшего возлюбленного Гаухар ‒ Марселя. Его появление (в замедленной съемке, под интригующую музыку) перестает удивлять уже на второй раз из четырех. Создатели фильма, видимо, рассчитывали, что этим трюком они смогут вновь и вновь удивлять зрителя, как наивного ребенка. Сам по себе Марсель ‒ это самовлюбленный парень, считающий, что он мечта для любой девушки и постоянно слагающий оды самому себе так высокопарно и театрально, как, по мнению сценаристов, принято в комедиях. По факту, Марсель никак не влияет на сюжет и других персонажей, он лишь периодически возникает в кадре смеха ради, но, слава богу, без вреда для сюжетной линии.
Зачем же создатели фильма идут на все это?
Элементарно, Ватсон! Коммерческое кино ‒ оно на то и коммерческое, чтобы собирать кассу и не думать о драматургической и логической составляющей. А максимальное число разноликих героев – попытка попасть по всем категориям аудитории. Так заведено в казахстанском кинематографе.
Анализирую все это, я в итоге нашла ответ на вопрос о том, действительно ли я живу в Казахстане – кажется есть две разные страны. Юмор, крутящийся вокруг национальной темы, шутки с трансформацией слов из казахских в русские и гэги, повторяющиеся со времен первых работ Нуртаса Адамбая ‒ наши комедии все также далеки от понятия «народные». Наблюдая устоявшийся стандарт показывать определенную часть городского населения, живущую с достатком чуть выше и знанием родного языка чуть ниже среднего, я каждый раз удивляюсь: как многого я не знаю о своей стране! Та глянцевая реальность, которую все режиссеры-юмористы, сговорившись, продолжают вбивать в головы зрителей, не находит никакого соприкосновения с реальностью.
В итоге – делать свое-родное мы не умеем, а вместо разработки чего-то универсального, понятного не только нам, но и «за бугром», куда мы так рвемся, продолжаем юзать одни и те же шутки и типажи. Отсутствие каких-либо попыток расширить кругозор и увидеть дальше своего носа, точно не вызывает желания посмеяться.
Киноделы настойчиво копируют друг друга, по очереди арендуя камеры, КВН-щиков, актеров, раз за разом лишая жанр всякого объема. Они собирают деньги и продолжают упрямо игнорировать то, что происходит в реальности. А ведь над ней тоже можно было бы посмеяться.
И побили рекорды по кассовым сборам…(
Странно, что вот «это» собрало такую кассу…
Неужели наш зритель настолько деградировал?