ВЗЛОМ РАДИ ВЗЛОМА

ЕВГЕНИЙ ЛУМПОВ.

Сентябрь. В ограниченном прокате с настойчивостью спам-рассылки напоминал о себе немецкий хакерский триллер «Кто я?». Одним критикам он пришелся по душе, другие его кажется, не заметили вовсе. Сам фильм тоже оставляет двойственные впечатления: с одной стороны он дерзок и увлекателен, с другой вторичен и мудрен. Попробуем вывести среднюю арифметическую.

Оговоримся на берегу: если мир Интернета для вас начинается и заканчивается в районе социальных сетей – этот фильм не для вас – посмотрите лучше «вкусшняшку» вроде новой «Фантастической четверки». «Кто я?» ‒ специфическое кино для тех, кто в теме. Есть в нем, конечно, и общепринятые посылы, но их надо отыскивать под спудом кодов, сетей, взломов и IP-адресов. В фильме много отсылок на самые разные картины иных жанров от «Эффекта бабочки» до «Супермена», но они, увы, на глубину сюжета не работают. Гораздо продуктивнее фильм паразитирует на «Бойцовском клубе» и создатели настолько этого не скрывают, что повесили постер фильма в спальне главного героя. По факту «Кто я?» ‒ это тот же клуб, только перенесенный в виртуальное пространство: та же нора, та же шляпа, тот же кролик из шляпы в итоге. Алиса в норме, а все остальные нет. Вопрос в том, что считать нормой? Его задавал нам Дэвид Финчер, его же у Финчера скопипастил Бáран бо Одар.

Как и все остальное: закрытый клуб для избранных рыцарей клавиатуры и «мыши», манипуляции с химикатами и таблетками неизвестного действия, девушка, за которую стоит хвататься как Джек Доусон за деревяшку. Похватал режиссер и по другим верхам: маски зайцев, например, отсылают к «Донни Дарко», где существо с головой кролика по факту – альтер-эго героя, которое все и решает. А вот главные маски – клоунов – прямолинейная указка на «V – значит вендетта» и ее главный посыл – неизвестный борется с системой. Только вот, если в «V» и в «Бойцовском клубе» система реально провоцировала на борьбу, то в фильме Одара ее просто нет, а на авансцене, по старой европейской традиции гарцует человек-невидимка. Это здорово подкашивает причинно-следственную связь: если нет врага, тогда с кем вы боретесь, ребята? Играете друг перед другом виртуальными мускулами? В таком случае у нас очередная серия сериала под названием «Беспредел – это так романтично». Зритель ловит кураж, чувствует вместе с героями вкус победы и даже не задумывается о смысле содеянного ими. У Финчера и МакТига было куда глубже.

При всей тяжести атмосферы, созданной, кстати, добротно, фильм выглядит легковесно и спасается лишь финальными кульбитами сюжета. Алиса оказывается Шляпником настолько безумным, что вынимает из шляпы сразу двух кроликов. Это забавно лишь на первый взгляд. На второй же складывается стойкое ощущение, что режиссер точно не знал как именно хочет закончить фильм и то, что обычно называется альтернативной концовкой и выходит на DVD стало финалом финала. В итоге финалы нейтрализовали друг друга как кислота щелочь, и остался лишь один вопрос – зачем? Зачем была все эта беготня? Чтобы в итоге сбежать. Зачем была борьба системой? Чтобы в итоге помочь ее части получить орден доблести. Зачем были все разговоры о собственной крутости? Чтобы продолжать их до самых титров не имея с этой крутости ни малейшего навара.

«Кто я?» ‒ фильм-претензия, желание создать нечто новое перекроив старое по всем заповедям постмодерна. Хорош главный герой, Эдварду Нортону подобный, но персонаж его развивается скачкообразно и потому не интригует. Хорош виртуальный мир, сведенный к одному мчащемуся бог весть куда поезду метро, но действие в нем подчинено логике мира внешнего и напрочь лишено той стихийности, которую заявляет фильм. В целом хороша и его идея – все вокруг, даже самое безумное есть система, а любую систему можно взломать. Проблема в том, что фильм оказался взломом ради взлома. Есть замок, есть отмычка, а за дверью пусто.

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.