«Чёрный, чёрный человек»: показ, который был необходим

Когда на горизонте замаячил шанс показать в столице «Чёрного, чёрного человека» ‒ возникли сомнения. А стоит ли ввязываться?

О показе

Дело было даже не в сжатых сроках или невозможности личного присутствия на показе (аккурат 12 февраля, в день показа, часть нашей команды находилась в Караганде), а в том, что показ – это всё-таки разовое мероприятие, а не долгосрочный проект, что приоритетнее. Силы и ресурсы можно было направить на другие дела, в том числе на подробный разбор фильма, благо он в прокате с 6 февраля.

И все же взялись. Что смогли, сделали. Уж больно неизбалована столица эксклюзивными показами. Мы ведь периодически спрашиваем, с вожделением глядя на очередное кинематографическое пиршество в Алмыты: «А нам?». А нам стандартный ответ – когда зритель у вас появится. «Но ведь он есть, ‒ ворчим мы на очередной планёрке, ‒ он интересуется». Однако тут как в кино – ни к чему рассказывать, если можно показать. Это и попытались сделать.

Технически, погрешности были, но, к счастью, зрителей они никак не коснулись. И за это огромное спасибо всем, кто впрягся в эту упряжку: Бауржану Шукенову и Марине Хализовой – киноцентр «Арман» всегда был и остается чуток к чаяньям серьезного кинодвижения; Бекболату Увалиеву – за то, что оперативно подключился и промодерировал; и, разумеется, Данияру Алшинову, который провёл прекрасную встречу со зрителями, рассказал о процессе съемок и тактично ответил на все вопросы, даже на самые бестактные вроде «Кто лучший режиссёр Казахстана?» или «Кто круче, Адильхан или Эмир?». За это, Данияр, не обессудьте, всякое бывает. В конце концов, в детстве многих интересовало, кто кого – Арнольд или Жан Клод, теперь вот – такой коленкор.

Об актёре

Вообще, если верить инстаграму актёра (мы смотрели stories), то встреча удалась: были люди, была беседа, было много интересных рассказов. Например, о манере, в которой работает Адильхан Ержанов – день снимает, ночь монтирует, следующий день репетирует – и по новой. Никаких растянутых графиков, лишних дублей или кадров про запас. Все строго по раскадровке, по плану. Всё-таки опыт партизанского кино закаляет.

В уникальную вселенную Ержанова Данияр Алшинов вписался прекрасно. Мы помним, как сокрушались однажды, глядя невыразительное зрелище под названием «Больше, чем кино» и потому искренне рады, что за прошедшие 2 года актёр заметно прибавил в качестве игры и привлёк внимание серьезного режиссёра. Правда, как признался на встрече сам актёр, в картину он попал в последний момент, но это факт со знаком плюс – значит, сумел в короткие сроки понять персонажа, прочувствовать, прожить. В картинах Ержанова актёрская игра никогда не была в авангарде изобразительных средств, а потому, не мелькнуть бледным пятном на фоне «художки» ‒ особая сложность. И Алшинов её отлично преодолевает. Его герой молчалив, конкретен, брутален, но вместе с тем, глубоко надломлен и именно этот надлом актёру удалось продемонстрировать так, что констатируешь – верю.

О фильме

Прокат дело тонкое, и хотя создатели фильма сделали всё для того, чтобы прокатная версия давала зрителю максимум, всё же режиссёрская оставляет впечатление более цельного произведения. В первую очередь как раз потому, что лучше раскрывает главного героя. Чего стоит один только эпизод, в котором Ариана играет с детьми в кукурузном поле – в этот момент, наблюдая за Бекзатом, мы можем впервые заметить тень сомнения, которое закрадывается в его голову. Или сцена, в которой Бекзат убивает стукача – всё тот же закон кино: покажи, вместо того, чтобы говорить.

В картине нашлось место всем приёмам Ержанова, которые, так или иначе, наблюдались в прошлых работах: выразительная камера, локации, точно передающие атмосферу происходящего, работа со светом и цветами, рисунки. На месте и категории рока, фатума, на месте жестокий абсурд реальности и легкая буффонада, гротеск. Вместе с тем, фильм и жанрово, и актёрски имеет куда больше точек соприкосновения с массовым зрителем, чем прежние работы. Но это не уступки, это виртуозная режиссура, без которой ни глубокие темы, ни игра актеров не тронули бы.

Данияр Алшинов многое рассказал о том, как рождался фильм: рассказал об импровизациях, о свитере «a la Данила Багров», об условностях изображаемого и реальности переживаемого. Без носков ему фотографироваться, кажется, не пришлось, но для коммуникации зрителя с образчиком серьёзного кино он и без этого сделал немало.

Для того, собственно, показ и затевался. Ввязываться стоило.


Автор фото: Абзал Калиев

Евгений Лумпов

Режиссер-документалист. Сценарист. Журналист. Редактор.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.