Александра ПОРШНЕВА.
С 14 по 16 июня в Астане, в KINOPARK 8, состоялись показы фильмов в рамках Фестиваля Европейского кино.
Фестиваль Европейского кино в Казахстане – традиция очень приятная. Это неделя, когда зритель не только встречается с интересными фильмами, но и имеет возможность узнать абсолютно разные кинематографические культуры стран Европейского Союза. Представлю вам свои заметки: личные открытия и раздумья на тему современного европейского кино.
Прежде всего, киноманам и почитателям великого визуального этот фестиваль интересен шансом увидеть редко встречаемые на наших экранах произведения различных кинематографий: Австрии, Германии, Румынии, Испании, Литвы и множества других стран. И вот, активно проходящий в Астане уже второй год, фестиваль представляет картину, олицетворяющую собой удачный пример ко-продукции (Германия-Казахстан), документальный (!) фильм Катерины Суворовой «Завтра море». Как зрителю, мне отрадно понимать, что показы не игнорируют разность предпочтений, уделяя внимание не только драме, но и представляя комедию, историческую драму и даже детектив. Как киноведу – приятно встретиться с интересным и даже экспериментальным кино не только игрового, но и документального вида. И вот здесь мне хотелось бы подробнее остановиться на самой программе и представить вам картины самые яркие и впечатляющие, тронувшие моё сердце, привлекшими мое внимание.
«Убей папочку на ночь»
Режиссер: Михаэль Главоггер
Страны: Австрия, Германия, Франция, Ирландия
Фильм, акцентирующийся не только на психологии современного человека, но и на теме жестокости. Авторы дают хороший анализ тому, как эта жестокость переросла из действительной (фашизм) в иллюзорную (компьютерные игры). На примере главного героя картины, создателя компьютерной игры с одноименным названием «Kill daddy good night», сублимирующего свои обиды и агрессию, направленную на отца, в картине представляется мир больных фантазий героя. Две плоскости в фильме – кинематографическая и видеоигровая, направлены на создание единого образа восприятия героем реальности. В трансляции реальности, как правило, не используются какие-либо технические приемы, здесь повествование происходит линейно: без особенной работы ракурса, света, монтажа на нарочитое усложнение. Однако важной частью является монтаж реальности с видеоигрой и внедрение спецэффектов. Потому преследующий героя трехмерный отец, над которым, так или иначе, происходит насилие – это отражение желаний главного героя в первую очередь быть независимым от своего отца, и во вторую, но не менее важную, утвердить себя, как управленца своей жизнью. Важной стороной сюжета является параллель между главным героем и скрывающимся в подвале более 20 лет стариком-фашистом, а особенно момент трансформации отношения героя к истории массовых расстрелов во времена второй Мировой войны. Картина без умышленного морализаторского оттенка дает возможность задуматься над причинами трех больших человеческих трагедий: о глубоком личностном конфликте, о взаимоотношениях отцов и детей и о природе человеческой жестокости.
«Миниатюрный остров»
Режиссер: Альберто Родригес
Страна: Испания
Это детектив, который поразил меня визуальным воплощением саспенса в его «чистом» значении. Здесь нет места скримерам и прочим современным уловкам фильма ужаса. Зато напряжение здесь достигается чисто кинематографическими приемами − кадровым и монтажным построениями. Суперо-бщие планы с верхнего ракурса съемки пустынного острова, геометрически расчерченного тонкими линиями дорог − ощущение абсолютного одиночества в огромном пустом пространстве… Блуждание в поисках убийцы для героев – это лишь повод понять, кто они есть на самом деле. По сути же каждый их них, да и жители самого острова, давно уже морально мертвы. Испанское кино – это почти всегда символизм. Например, птица, прилетающая к одному из главных героев, является очевидным элементом саспенса (как у Альфреда Хичкока), и при этом, она − предзнаменование грядущей смерти. Стоит отметить, что этот символ интересен еще и тем, что является универсальным для многогранной испанской культуры, сочетающей в себе культуры Запада и Востока, но в большей степени олицетворяющей желание свободы. «La isla minima» − картина, впечатляющая неповторимым потусторонним чувством приближающейся смерти и ничтожностью перед мнимым выбором.
«Завтра море»
Режиссер: Катерина Суворова
Страны: Германия, Казахстан
«Sea tomorrow» − лично для меня долгожданная картина. Во-первых, это документальный фильм, о котором в киносфере, пожалуй, не слышал только глухой (всё связано с большой фестивальной судьбой картины). Во-вторых, мне было очень интересно, как весьма популярную в конце 80-х годов тему Аральского моря, ставшего метафорой катастрофы, в новом тысячелетии, с новым взглядом на эту реальность преподнесет современный молодой режиссер?
Первое, что зритель видит на экране – это «качающийся» степной простор. Постепенно смотрящий входит в ритм живых, неприлизанных пейзажей, портретов, историй. Казалось бы, за обычным в документальном кино и приевшимся наблюдением жизни стоит крепкая как режиссерская мысль формула возвращения домой, но в итоге бескрайние пустынные просторы превращаются в море судеб, окружающих и наполняющих Арал. Удивительно тонко и в то же время точно автор дает понять зрителю, что говорить о проблеме – не значит помочь. А помогают вернуться морю простые люди со своими мечтами и делами. Особенно тронул меня айтматовский кораблик, совершивший долгий путь к дому: преодолевший песчаное море, проходя все границы, он, наконец, встречает завтрашнее море. И хочется верить, что завтра уже настает.
Отличное начинание! Надеюсь в следующем году к программе показов добавится еще и программа мастер-классов или хотя бы обсуждений с авторами фильмов.