Куанышбек Жакпаров.
В день рождения казахстанского певца Торегали Тореали был представлен фильм с ним в главной роли. Имя ему «Ұлы дала комедиясы», под личиной которой создатели попытались скрыть среднестатистическую историю о том, что же главное в жизни успешного артиста помимо материальных благ.
История начинается крайне обыденно. Таким же, впрочем, оказывается и весь фильм. Певец Торегали Тореали – казахстанская суперзвезда, которой нет равных, но фанбаза которой не заполняет даже один маломальский холл. Он привык вести себя так, будто в него вселился сын чиновника – орать на всех, нарушать ПДД и ставить своих подпевал выше родных людей. Словом, ничего нового, но однажды, после очередной вечеринки, некий, выглядящий как қызтеке парень, (аналог персонажа Дона Чидла из «Семьянина» Бретта Рэтнера) говорит герою: «Помни, ты сам это выбрал». Герой тут же попадает в аварию на своём «Гелендвагене» и просыпается в «обезьяннике» с личностью другого человека.
Вероятно, эта рецензия будет довольно короткой, так как «Ұлы дала комедиясы» является полной калькой фильма «Семьянин», который, в свою очередь, является переосмыслением «Рождественской истории» Чарльза Диккенса. При этом, есть некоторое количество отличий не в пользу казахстанского аналога.
Во-первых, в главной роли не Николас Кейдж, а всего лишь Торегали Тореали, завоевавший магнитолы всех таксистов с номерами регионов 13, 08 и, отчасти, 05. Во-вторых, между героями Николаса Кейджа и Теа Леони была химия, благодаря тому, что Джек попадал в альтернативную реальность, где был уже тринадцать лет как женат и имел двоих детей. Непогасшая в нем любовь проявлялась в поступках, словах, в отношении к общим детям.
Мы же имеем просто Торегали Тореали, который оказывается в шкуре гламурного парикмахера хипстерского барбершопа. Как ни парадоксально, он не имеет денег на еду, но снимает довольно большую, по меркам Алматы, квартиру в центре. Для достоверности создатели фильма могли бы разместить героев в каком-нибудь пригороде, вроде Бурундая. Но нет, нашей звезде, что ходит на премьеру фильма в сопровождении шести спецназовцев, очевидно не хотелось две-три недели жить рядом со своей целевой аудиторией. При этом в самом фильме герой говорит и показывает, что всё это не главное. Похоже на парадокс? Нет, каждый день по телевизору такое видим, привыкли уже.
В отличие от героя Кейджа, который поначалу высказывает своё непонимание и неприятие ситуации, но в конце концов, осознает, что потерял гораздо больше, чем несколько миллионов долларов на счету, здесь у нас не меняющийся по ходу всего сюжета, пытающийся казаться суперзвездой мирового масштаба, а на самом деле ею не являющийся, шаблонный певец с шаблонными песнями.
Образ подонка, который всегда ставит свои интересы выше других, несмотря на то, сколько боли причиняет людям, не трансформируется пока сценарист не скажет: «А тут он внезапно всё осознает и вернётся в своё тело». И конец фильма. Герой ворует деньги, которые они с беременной женой копили три года, обманывает её отца, чтобы снова стать суперзвездой, несмотря на отсутствие голоса. Всё происходит просто так, просто потому что «так должно быть», а не потому, что персонаж к этому пришёл. При этом вся «комедия» заключается лишь в неуместных каламбурах и приколах про полицейских. Комедии здесь попросту нет.
Тем не менее, несмотря на все претензии, «Ұлы дала комедиясы» не самый отвратительный фильм нашего производства. Его даже можно досмотреть до конца, немного поежившись от песен главного героя. Это не «Регистратор», не «Бойжеткен», не «Наурыз.kz», не «Гламур для дур» или «Той любой ценой», при просмотре которых буквально ощущается смерть клеток головного мозга. Фильм полон крайне глупых моментов. Например, герой выбрасывает дорогущие часы, продав которые, смог бы выручить деньги для записи песни, чтобы не воровать накопления и не обманывая тестя. Сценарная лень, по-другому не объяснишь. Однако «Ұлы дала комедиясы» не состоит целиком из таких надуманных глупостей, в отличие от вышеперечисленных примеров. Этот фильм можно вытерпеть, благодаря хорошей актёрской игре второстепенных персонажей, вроде аутентичных «братанов» или жены, пекущейся о будущем семьи. Они вызывают симпатию и спасают фильм. Можете сводить на него своих родственников, приехавших с юга. Они посмеются, забудут и уедут обратно ‒ тянуть на периферии свою лямку, разительно отличающуюся от показанной здесь яркой и вылизанной жизни. А если у вас когда-нибудь спросят «почём опиум для народа», можете смело ответить: взрослый – 800, студенческий – 600, детский – 500. В контексте почти всего современного казахстанского кино этот вопрос более чем актуален.
Благодарим компанию Sulpak Cinema и кинотеатр Chaplin Mega Park за приглашение на предпоказ