Суровая любовь к деньгам

Зарема Ертай

Однажды мужчина, рожденный в 70-е годы, начитался анекдотов в газете, насмотрелся «Перекрестка», «33 квадратных метра» и… вдохновился снять фильм! Примерно так мне видится рождение идеи фильма «По любви». Суть его, согласно рассказу сценариста, проста ‒ круговорот денег и зла в этом мире.

Сказать, что сюжет этой «простой» истории невнятен – не сказать ничего. И это притом, что диалоги в картине не умолкают ни на минуту, стремясь, видимо, раз за разом объяснить простоту происходящего. Но вместо понимания ты полностью теряешь нить сюжета и не можешь разобраться в том, где суть, а где просто шутки для заполнения времени.

Правда, если вспомнить, что «По любви» ‒ это полнометражный дебют Александра Гольцева, режиссера, привыкшего снимать незамысловатые по драматургии сериалы, то все вопросы сразу отпадают.

На деле, в картине долго не наблюдается какой-либо сюжетной линии: «предлагаемые обстоятельства» героев постоянно меняются, появляются и исчезают необязательные второстепенные персонажи, а главные герои все продолжают и продолжают говорить. Паузы для осмысления происходящего отсутствуют полностью. Возникает ощущение, что тебя водят за нос ‒ отвлекают, чтобы ты не начал искать смысла и морали.

Невольно вспоминается «Сука-любовь» Иньяритту. Герои в нем тоже находятся в незримой связке друг с другом, попадая при этом в круговорот денег, и становясь частью противостояния добра и зла. Но то была мастерская режиссура, математически выверенная структура и неумолимая логика. «По любви» же, несмотря на название, даже не о любви, он отвергает свои собственные утверждения в угоду «веселости», а на деле глупости. Такой уровень дискурса обывательского пошиба больше подходит журналу видеокомиксов «Каламбур» или продаваемым в киосках детективам в мягких обложках, но никак уж не экранному произведению, претендующему на звание «фильма».

Ключевое тематическое поле творения – деньги. Поле вокруг него – тоже. Почему было не назвать его «Из-за денег»? Бюджет, как рассказал генеральный продюсер Фархат Абдраимов, составил около 100 тысяч долларов. Для актера это тоже дебют в новом качестве, хотя и роль для себя он тоже припас. Очевидно полагая, что фильм может не окупиться, продюсером на эпизодические роли были приглашены популярные медийные лица: Жандос Айбасов, Гульнара Сильбаева, Ерболат Тогузаков. Их персонажи никак не влияют на сюжет, но зато получают по одной интригующей реплике для завлекающей нарезки трейлера. На деле же, актеры, выступившие в качестве приманки, появляются на экране секунд на 20.

Потрясающий образец кликбейта в кино! Качество положено в угоду прибыли. И если слабости режиссерско-сценарного плана уже стали почти эпидемией в отечественном кино, то над картинкой у нас предпочитают иногда заморочиться – так сказать, прикрыть и завуалировать. Но не в тот раз.

«Хороший сценарий техникой не испортить», ‒ видимо подумали создатели фильма и пренебрегли возможностью сыграть хотя бы на картинке, как, например, это сделал Акан Сатаев в фильме «Она». Стиль съемки и аудиовизуальные решения напоминают среднестатистический ситком. Только, почему-то, лишенный юмора.

Невольно возникает вопрос: зачем создавать произведение без формы и содержания? Разве задача рассказать интересную историю своим собственным киноязыком не является приоритетной? Видимо нет, проще ездить и объяснять на пальцах, что это за фильм и о чем.

«Наш фильм заключает в себе так много жанров, что мы решили назвать его «самой суровой комедией этого года»», ‒ поделился с журналистами Гольцев.

Скромно. А главное отчасти правда – зрелище суровое, ибо зрителя не щадит совершенно.

Плохое кино действительно сложно отнести к какому-либо жанру. Тут и комедия, когда Фархат Абдраимов 15 минут говорит анекдотами в духе последних страниц газет: про «засранца-ребенка» и «яблоки с грейпфрутом». Тут и криминальный боевик в сценах с отрубанием пальцев, где ни работа художников, ни и актерская игра не заставляют усомниться в муляже мизинца. И, конечно же, мелодрама. Любовь, которой не было изначально, вспыхивает между главными героями на пустом месте.  Для сыгравших их актеров это тоже дебют в полном метре. Они, как кажется с первых минут фильма и подтверждается пресс-конференцией, ‒ непрофессионалы, с которыми две недели усердно работал педагог по актерскому мастерству. Работал, работал, да недоработал! Невнятная дикция вкупе с невнятным сюжетом ‒ гремучая смесь, гарантирующая полное непонимание.

Фильм, по словам режиссера, задумывался как «развлекательный и легкий». На деле же он скучный и тяжелый. Плоские старые шутки, плоские молодые актеры, глянцевая картинка и затертые технические приемы.  Не знаю, любят ли создатели свое несуразное детище, но зрителям любить его, определенно, не за что.

Фото автора.

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *